Краткий анализ стихотворения Блока «Ветер принёс издалёка…»

Стихотворение Блока «Ветер принёс издалёка…» Анализ стихотворений

Творчество знаменитого русского поэта Александра Блока (1880−1921) относится к господствовавшему в литературе начала двадцатого века модернистскому течению символизма. На примере анализа стихотворения «Ветер принёс издалёка…» можно увидеть, какие стилистические и философские мотивы соответствуют эстетике этого направления в искусстве.

Ранняя лирика Блока

Зародившееся во Франции в последней четверти XIX века течение символизма стало революционным для своего времени, полностью изменив концепцию использования художественного образа. Символисты отказались от создания в произведениях искусства реалистичных отражений окружающей действительности.

Они погрузились в исследования внутреннего мира личности, подсознания, глубоко связанного с потусторонними сферами бытия. Каждый образ был призван стать мистическим символом, тонким, многозначным, завораживающим, вызывающим у читателя определённые ассоциации. В связи с этим несоразмерно большое значение придавалось работе над оригинальной формой стиха, что иногда вызывало обвинения критики в том, что стихи — мёртвые.

Блока книга «Стихи о прекрасной даме»

Такой подход к творчеству оказался очень близок характеру молодого автора Александра Блока, студента Санкт-Петербургского университета, с самых ранних лет увлечённого поэзией. Сильное влияние на мировоззрение будущего поэта оказали также работы русского философа В. Соловьёва, его учение о приближающемся обновлении мира и о Вечной Женственности, которая станет основой этого процесса. Поэтому первым сборником произведений Блока стала книга «Стихи о прекрасной даме», сначала публиковавшаяся в Петербургском альманахе «Северные цветы», а в 1905 году изданная в Москве.

Известно, что основным прототипом символического образа возлюбленной выступила подруга детства, будущая супруга, дочь профессора Менделеева — Любовь Дмитриевна. Молодые люди встречались редко, в основном летом, когда приезжали отдыхать в соседние подмосковные усадьбы своих родителей — Боблово у Менделеевых и Шахматово у семьи Бекетовых, к роду которых принадлежала мать Блока.

Юношеская влюблённость вдохновляла талантливого поэта на создание чудных стихов о любви и связанными с ней переживаниями, сомнениями, раздумьями, даже страхами. Период ухаживания за невестой подарил миру цикл удивительно качественной, зрелой поэзии, сразу поставившей Александра Блока в ряд выдающихся русских авторов.

Развитие темы в композиции

Это небольшое изящное светлое стихотворение Блок написал в конце зимы 1901 года. Поводом для него послужило мимолётное ощущение приближающейся весны, мелькнувший в облаках просвет, ставший символом надежды на скорую встречу с любимой.

Как и положено истинному декаденту, Блок тщательно зашифровал свои мысли через сложную систему образов, выстроенных в безупречную стихотворную форму. Для этого произведения характерны все эстетические особенности символизма, которые проявились следующим образом:

Открывшийся в облаках просвет

  1. Автор придал стихам сходство с магическим заклинанием, закольцевав текст рифмами, слово в слово повторяющимися в первом и последнем четверостишиях (издалёка — глубоко, глубоко — издалёка).
  2. Реальный пейзаж не описан, ветер и клочок лазурного неба — вот и все определённые черты, которые были показаны читающему. Дальше поэт увлёкся чередой ассоциативных образов, словно через открывшийся в облаках просвет, воображение устремилось в космические сферы мироздания, где «реяли звёздные сны» как символ мечты об идеальной любви.
  3. В заключительной строфе стиха поэт постарался через описание звукового образа передать ощущение неразрывной связи влюблённых в разлуке: «плакали струны», задавая призывную мелодию. И в ответ на это «ветер принёс издалёка» песню девушки, значит, она готова слушать, значит, это судьба.

В отличие от большинства символистов, Александр Блок не был излишне пессимистичным, для его поэзии с самого начала характерна диалектика, многоплановость, боль и радость, печаль и надежда всегда рядом, сменяя и дополняя друг друга. При этом поэт не старался слишком экспериментировать с формой стиха, а потому избежал обвинений критики в том, что стихи символистов мёртвые и бездушные.

Художественные особенности языка

Анализируя стих Блока «Ветер принёс издалёка песни весенней намёк…», легко определить, что это произведение написано дактилем, трёхсложным размером, ударение в котором падает на первый слог. Поэт пользуется перекрёстной рифмой А-Б-А-Б, чётные и нечётные строки рифмуются попарно.

Блок обращается снова к излюбленным образам светлого ветра, символа вестника предназначения, который разносит людям послания свыше, полночной звезды, олицетворяющей главную мечту, и звонкой песни, которая не утихает, даже когда влюблённые «разошлись в часы рассвета». Ветер в поэзии автора не всегда будет светлым, например, стих «Дикий ветер» Блока к анализу его символического ряда добавляет тёмных красок.

Кроме того, в этом произведении Блока можно выделить следующие приёмы выразительности поэтического языка:

  • красочные эпитеты (светло, глубоко, звучные);
  • интересные метафоры («плакали бури», «ветер принёс»);
  • аллитерация — часто повторяются звуки «р» и «з», благодаря чему возникает чувство звенящего напряжения;
  • инверсия — в нескольких предложениях подлежащее и сказуемое переставлены.

Стих «Ветер принёс издалёка…»

«Стихи о прекрасной даме» ценятся как тонкая философская любовная лирика, воспевающая состояние влюблённости, исследующая его нюансы, его проявления, его влияние на личность.

Поэт описывает свой внутренний мир очень деликатно, словно опасаясь расплескать понапрасну интимные переживания, скатиться от возвышенной восторженности к низкой пошлости.

Каждый читатель всегда находит здесь нечто особенно близкое для себя, понятное ему одному, вызывающее в его душе живой отклик, созвучный собственным предчувствиям и воспоминаниям.

Полезные материалы по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector