Персонажи, представленные в одном из самых известных романов Льва Толстого, в полной мере отображают светское общество времен начала XIX столетия. Одним из самых ярких считается образ Анны Павловны Шерер в «Войне и мир». Именно в ее салоне собирались самые «сливки» высшего света, благодаря чему героиня всегда была в курсе последних событий. Отдаваясь своему делу, она давно утратила человеческие качества, перестала быть собой.
Образ героини
Анна Павловна Шерер — владелица модного салона, собирающая в своем заведении представителей светского общества Петербурга. Пожилая дама всю жизнь занималась развитием собственного дела. Учитывая специфику салона, ей приходится постоянно соответствовать гостям из высшего света. Перед каждым человеком всегда остается выбор, каким быть. Анна поставила жизнь на кон ведения собственного бизнеса, поэтому утратила положительные качества, которыми обладала когда-то.
Подстраиваясь под приходящую публику, женщина старательно угождает гостям. Она старается проявлять такт и воспитанность, но от этого складывается впечатление, что общество ее раздражает. Вся вежливость просто напускная, так сказать, для «поддержки марки». Анна Павловна постоянно говорит о своей патриотичности, но и эта черта характера в ней лишь «маска». Наиболее четко это просматривается в описании, когда над Москвой нависает реальная угроза. Но в салоне Анны Павловны Шерер звучат все те же разговоры, светские беседы. Благодаря напускным переживаниям о России, героиня становится любимой фрейлиной императрицы.
Внешность и черты характера
В свои 40 лет владелица модного салона никогда не была замужем. Все потому, что большую часть жизни она посвятила собственному делу, званым вечерам, светским мероприятиям. Второстепенному женскому персонажу Лев Толстой дает следующую характеристику:
- принадлежит к кругу придворных;
- всегда сдержанно улыбается, как избалованный ребенок;
- обладает суховатым телосложением и руками;
- живая и энергичная дама, преисполненная энтузиазма;
- хорошо воспитанная придворная, обладающая женской ловкостью и быстротою такта;
- в свободные дни устраивает светские вечера для встреч со «сливкам общества».
Автор преподносит героиню как человека, умеющего развлечь публику. Постоянных салонных гостей Анна Шерер «угощает» обществом интересных посетителей издалека. Так, в ее доме на званом вечере появляются виконт Мортемар, Борис Друбецкой и другие.
Во время встреч представители высшего света разговаривают о политике, дипломатических отношениях, патриотизме. Владелица салона известна как знатная сводница. Будучи сама старой девой, она сводит Пьера Безухова и Элен Курагину, пытается поженить Марию Болконскую и Анатолия Курагина.
Салон Анны Павловны
Особого внимания заслуживает анализ дела всей жизни героини — модного салона. Она действительно положила многое ради развития светского места, угождения публике. Только здесь самые важные представители высшего света могут обсудить спокойно свои дела, распространять важные новости, слухи, вершить судьбы людей. Образ салона становится воплощением места зарождения светской фальши и интриг.
Противопоставляет писатель этому месту таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они имеют совершенно разное влияние, занимают различные общественные позиции. Личность Анны Павловны особо негативно раскрывается при общении с этими персонажами. Андрей Болконский в салоне Шерер не особо почитаем. Будучи «почетным» членом общества, он ловит на себе знаки неуважения со стороны хозяйки модного «дома».
Предосудительно героиня относится и к внебрачному сыну екатерининского вельможи. Встречает Пьера Безухова в салоне Шерер небольшим поклоном, который зачастую предназначается представителям низших сословий. Она переживает за свою обитель из-за нового гостя, который может привнести разлад в привычные развлекательные мероприятия (что герою, кстати, удается).
Встречи общества у Шерер
Образ салона и его владелицы является собирательным, отражающим всю суть высшего света. Именно в этом месте происходит завязка сюжета романа. Читать начало произведения стоит особо внимательно, так как автор знакомит читателя с фальшивым миром светского общества, где царит бессмысленность, пафосность, показуха, наигранность. На протяжении всего романа Толстым описывается несколько салонных встреч:
- Июнь 1805 года — званый ужин, куда первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка салона расспрашивает гостя о здоровье, состоянии дел, детях. Герой говорит о том, что наследники для него — крест. Анна советует Василию женить Анатоля на Марии Болконской. Позднее на вечер приезжают другие гости — Морио, Мортемар, Анна и Борис Друбецкие, Ипполит Курагин и другие. Самая неприятная фигура на ужине — Пьер Безухов, приехавший недавно в Россию. Гость переживает, боится подать себя в плохом свете.
- Начало 1806 года — вторая встреча, на которую гости съезжаются ради знакомства с немецким дипломатом. Сейчас Пьер — богатый наследник. Он снова появляется на светском мероприятии. Безухову льстит, что сейчас все встречают его грустными фразами, высказывая почтение из-за недавней кончины отца. Все гости беседуют в «кружках по интересам». Анна Павловна знакомит Пьера с Еленой Курагиной.
- Конец 1806 года — званый вечер, где гвоздем программы становится Борис Друбецкой, приехавший из прусской армии. Все время гости беседуют о войне и политике. Внимание с иностранца переключается на Ипполита Курагина, рассказывающего шутку о Наполеоне.
- Июль 1812 года — Анна Шерер испытывает трудности, так как у нее появляется конкурентка — молодая Безухова Елена (она уже вышла замуж за Пьера), организовавшая свой салон. Ее заведение пользуется популярностью. Там обсуждаются военные события, вопросы патриотизма.
Последняя встреча датируется августом 1812 года. В день Бородинского сражения владелица салона устроила званый вечер, посвященный прочтению письма. Зачитывать его должен был Владимир Курагин, обладающий талантом оратора.
Планы рушатся, когда все узнают о болезни Елены Безуховой. Злободневные вопросы продолжают обсуждаться, а Шерер умело играет на два фронта, притворяясь равнодушной и милой. В жизни светского общества ничего не меняется, кроме тем для разговоров.