«Утро» — самое известное полотно Татьяны Яблонской, считается гимном молодости и радости и предвкушения чего-то удивительного и нового. Произведение наполнено ощущением легкости и восторга, которые испытывает героиня. Сочинение-описание картины Яблонской «Утро» повествует о прекрасном моменте повседневной жизни и передает доброе и светлое настроение.
Жанр и история создания
Выдающаяся советская художница Татьяна Ниловна Яблонская написала полотно в 1954 году. К этому времени ею было создано несколько произведений, полюбившихся зрителям, среди которых картины:
- «На Днепре»;
- «Вышли на солнышко»;
- «Перед стартом»;
- «Крещатик»;
- «Хлеб».
Картину «Утро» Яблонская создала через год после смерти Сталина. Это самая первая значительная работа описала привычную для советских людей повседневную сцену.
В послевоенное время в стране было широко распространено спортивное движение. Каждое утро из радиоприемников звучала бодрая музыка, и диктор проводил под нее зарядку. Миллионы людей выполняли приседания, повороты и наклоны.
Прообразом героини полотна стала старшая дочь живописца 13-летняя Лена, которая родилась через месяц после начала Великой Отечественной войны. Из биографии мастера можно узнать, что незадолго до рождения дочери, она окончила художественное училище. Ее муж ушел на фронт и попросил назвать дочку Аленой. После его возвращения с фронта супруги расстались.
Критики и художественные обозреватели не могут точно сказать, почему полотно так называется, и к какому жанру оно относится, поскольку работа вызывала у Яблонской противоречивые чувства.
Своей картине мастер дала скупой и краткий отзыв, считая, что она имеет неплохой замысел, но отличается «противным и антиживописным» исполнением. Сразу после создания произведение было представлено на выставке Академии художеств СССР и приобретено Третьяковской галереей, где находится в настоящее время. Татьяна Ниловна прожила долгую яркую жизнь. Она принимала активное участие в жизни государства, обучала студентов в Строгановском училище.
Благодаря простоте сюжета картина стала популярна. Ее репродукцию печатали в журналах, размещали в учебниках, детских книжках и на открытках. И в настоящее время школьники пишут сочинение «Утро», восхищаясь чистотой, светом и радостью, которые излучает картина.
Описание полотна
Действие разворачивается в квартире художника, расположенной в Киеве, на Большой Васильковской улице. На первый взгляд кажется, что это огромное помещение. На самом деле мастеру принадлежала одна комната в коммуналке, которую она занимала вместе с дочерью.
Комната залита яркими лучами теплого майского солнца. Свежий воздух наполняет окружающее пространство прохладой и свежестью. Окна настежь открыты, за стеклянной дверью, ведущей на балкон, видны очертания домов.
В центре комнаты стоит хрупкая высокая девочка. Она выполняет упражнение. Ее руки подняты вверх, а нога вытянута в сторону. На ней надета простая белая футболка и черные спортивные трусы.
Обстановка комнаты довольно проста. На стенах автор изобразил цветы и тарелки с нарисованными птичками. В центре стоит большой круглый стол, покрытый белоснежной скатертью. На нем зритель может рассмотреть хлеб и кувшин молока. Возможно, это мама приготовила для дочери завтрак. На стуле аккуратно сложена школьная форма и пионерский галстук.
Произведение наполнено спокойствием и гармонией. Сочинение по картине «Утро» передает тепло утреннего солнышка, свежий воздух и ощущение легкости, которые ощущаются при взгляде на полотно.
Выразительные средства
Зрителя поражает умение мастера чувствовать свет, строить точно выверенную композицию и передавать отдельные детали. Яблонская выбрала для картины самые светлые и нежные оттенки. Чтобы передать праздничное настроение в повседневной жизни художница использует теплые, яркие цвета:
- желтый;
- коричневый;
- кремовый;
- светло-зеленый.
Цветовая палитра и блики света позволили ей передать теплую солнечную атмосферу весеннего утра. Цветовая гамма не отличается насыщенностью. Кажется, что художник специально использует приглушенные оттенки, чтобы не затмить радостное настроение.
Многие критики и поклонники творчества Яблонской пытаются найти в полотне скрытый смысл. Они полагают, что автор наполнила картину символами. Так, открытая балконная дверь олицетворяет путь советского народа в светлое будущее, его надежды на перемены. Простая обстановка комнаты символизирует жизнь рабочего класса. Поза девочки означает стремления советских людей и приближающиеся изменения.
Яблонская не пропагандировала социалистические идеи и не поднимала тему коммунизма. Она создала радостную и светлую картину, наполненную ощущением легкости, искреннего счастья и беззаботного настроения. Именно так ее воспринимает современный зритель, глядя на теплый день и маленькую девочку, у которой все впереди.