Краткое содержание «Сказания о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе» Краткие содержания

Древнерусский памятник литературы «Повесть временных лет» включается в себя множество отдельных рассказов. Одним из них является «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание истории пригодится школьникам для читательского дневника. В этом сказе Нестор Летописец рассказал о том, как жителям Белгорода чудом удалось спасти город от захвата печенегами.

Из истории создания

Свой древний летописный свод Нестор составлял в Киево-Печерском монастыре в 1113 году. Рукописный сборник дошёл до современников в виде Лаврентьевской летописи. Написан он был на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал назывался пергаментом. Писал автор гусиным пером, обмакивая его в чернила.

Полностью читать «Сказание о белгородском киселе» не так уж долго, оно небольшое. В нём летописец повествует о событиях, датирующихся 997 годом. Отсюда делается вывод, что Нестор записывал рассказ из уст людей.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

Значение сказания

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

  1. Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
  2. Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
  3. Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
  4. Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
  5. Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.

Место происходящих событий

В сказании речь идёт не о современном городе Белгороде. Это был другой город — Белгород-Киевский. Он считался резиденцией (замком) великих князей Киевских. Стоял он в десяти верстах на запад от столицы Руси, возле реки Ирпень. В 991 году князь Владимир оградил Белгород стеной. Здесь поселилось много людей.

Город был самым прочным форпостом Киевской Руси в обороне от набегов кочевников. В XII веке крепостью правили ближние родственники великого князя, его союзники. В 1240 году Белгород-Киевский разрушили монголы. В настоящее время на его месте построено село Белогородка, что в Киево-Святошинском районе.

Под стенами древнего Белгорода не раз решалась судьба Киевского государства. Один такой эпизод отражён в «Сказании о белгородских колодцах». Читают его школьники с большим удовольствием.

Система образов

Делая анализ предания, следует упомянуть о действующих лицах. Их в произведении немного:

Старец- главный герой, мудрый обитатель крепости

  1. Старец. Главный герой, мудрый обитатель крепости, подсказавший горожанам, как спастись от верной смерти.
  2. Осаждённые горожане. Жители Белгорода, которых окружили печенеги. Они находят выход для спасения.
  3. Печенеги. Непримиримые кочевники, делающие набеги и разоряющие русские земли.

Краткий пересказ

Кочевники вели великую беспрерывную войну против русского народа. Князь Владимир поехал в Новгород просить подмоги у северных князей. Он хотел, чтобы ему выделили войско для уничтожения проклятых кочевников. Печенеги узнали, что Белгород остался беззащитным. Они окружили его. Войско врага было многочисленным, оно контролировало все подходы и выходы к городу. В Белгороде люди начали голодать.

Местные жители истратили все запасы пропитания. Однажды они вышли на площадь для совещания. Народное вече решило сдаться печенегам — князь уехал, люди умирали от голода, нужно было каким-то образом спастись.

На собрании присутствовал один седой старец. Он посоветовал старейшинам продержаться ещё три дня. Мудрец велел каждому человеку принести по горсти овса или другого зерна. Из этих запасов необходимо было приготовить кисельную болтушку, потом опустить её на самое дно городских колодцев вместе с кадушкой мёда. Так и сделали.

Они показали печенегам что едят дары природы

На следующее утро горожане отдали печенегам несколько людей в заложники. Кочевникам разрешили за это зайти в город и проверить обстановку. Печенеги подумали, что белгородцы сдаются.

Горожанам удалось перехитрить врага. Они показали печенегам, что не боятся никакой осады, поскольку кормятся дарами матушки-земли. Из колодца белгородцы черпали вёдра с киселём и мёдом. Печенеги попробовали яства и решили, что такой народ им не под силу завоевать. И вернулись они туда, откуда пришли.

План и языковые особенности

Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:

  1. Город в осаде печенегов.
  2. Народное вече: а) белгородцы решают сдаться; б) совет мудрого старца.
  3. Колодцы с волшебным снадобьем.
  4. Удивление врагов.
  5. Печенеги отходят.

Текст «Сказания…» небогат языковыми средствами. В этом он немного похож на разговорный стиль. Иногда встречаются эпитеты: «сильный голод», «великая война», «пресладкая сыта». Сравнения и метафоры отсутствуют, но предание не выглядит бедным. С помощью историзмов автор передаёт реалии той эпохи. Он использует слова: вече, восвояси, сыта, латки, корчага, князь.

Иногда в соседних предложениях повторяются союзы. Такую стилистическую фигуру принято называть полисиндетоном. Она используется как в фольклорных, так и в библейских текстах.

Идея произведения

Следует сказать, какое наставление содержит древнерусское предание. Сила — ничто, по сравнению с хитростью. Русский народ отличается своим умом, находчивостью, патриотизмом. Старинное сказание прославляет родную землю и людей, которые не опускали руки даже в самые сложных жизненных ситуациях. Здесь можно обратиться к словам знатока древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Древняя русская литература вызывает у нас гордость за наших далёких предшественников, учит нас уважительно относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».

Ученики читают «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе» призывает к хорошему, возвышенному, к благородным идеалам. В произведении прославляется народная победа. Истощённые и измученные голодом люди воспользовались смекалкой и обманули печенегов. Невозможно одолеть народ, который кормится от самой земли.

«Сказанию…» уже более тысячи лет, но его интересный сюжет и вечные идеи делают его актуальным для современников. Оно воспитывает интерес к прошлому Родины, чувство ответственности за настоящее и прошлое своей страны.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

+ 48 = 57

Adblock
detector