Биография Донателло — скульптора эпохи Возрождения

Донателло Биографии

Настоящее имя мастера — Донато ди Никколо ди Бетто Барди. В историю он вошел как один из отцов искусств эпохи раннего ренессанса. Донателло (donatello) — псевдоним. И современники скульптора, и искусствоведы более поздних эпох приписывают звание реформатора итальянского искусства именно Донателло. Биография его наполнена знакомствами со знаменитыми мастерами и гуманистами того времени, которые очень ценили творческую смелость, его вклад в культуру.

Начало творческого пути

Великий мастер эпохи Возрождения родился недалеко от Флоренции в 1386 году. На творческий путь он вступил ещё в детстве, будучи учеником в мастерской скульптора и живописца Биччи ди Лоренцо. Позднее, в 18-летнем возрасте молодой скульптор на 3 года ездил в Рим, чтобы закончить своё художественное образование. В это время он учился вместе с известным в то время архитектором Брунеллески. Художественное образование они закончили под наставничеством Лоренцо Гиберти, крупнейшего скульптора того времени.

В докладе о Донателло — художнике эпохи Возрождения, следует упомянуть одну из самых первых его работ — горельеф, изображающий Благовещение, выполненный из камня, имеющего мелкозернистую структуру. На нём художник запечатлел своё субъективное, авторское видение сцены Благовещения.

Донателло биография

Изображение передаёт эпизод беседы Богородицы с архангелом. При взгляде на композицию кажется, что Дева Мария несколько отпрянула, будто бы испугавшись, когда услышала, о чём явился сообщить ей архангел. В то же время обращает на себя внимание практически одинаковое положение рук персонажей, что придает картине гармонию, вид единого, целостного произведения.

Известный биограф XVI в. Джорджо Вазари, изучавший жизненные пути итальянских художников, писал о Донателло: «…Своё имя он прославил созданием Благовещения из песчаника…». В своих «Жизнеописаниях» он подробно описывает впечатление, которое производит композиция, изображённая на горельефе. Как многие коллеги Донателло, он признаёт, что скульптору как нельзя лучше удаётся передать характер, настроение и эмоции действующих персонажей.

Наряду с «Благовещением», к ранним работам скульптора Донателло относят статую Иоанна Богослова, изображённого в положении сидя. Она датируется периодом 1408−1433 гг. Искусствоведы говорят об этой культуре как о первом ренессансном изображении. От других ранее выполнявшихся в этом стиле работ она отличается реалистичностью. Сидящий апостол создаёт впечатление сдержанного, мужественного, благородного человека. Фигура полна спокойствия.

Два стиля

Реалистические взгляды Донателло постепенно ослабевали под влиянием изучения памятников греко-римской пластики, поэтому в определенный момент он переключился в творчестве на классический стиль. Именно к нему относится плоский рельеф, изображающий голову святой Цецилии в профиль. Этот портрет сегодня находится в Англии. Изображение на этом рельефе едва отделяется от фона.

Стремление подражать античным памятникам культуры прослеживается и в рельефе, находящемся во флорентийском музее Барджелло. Это бронзовое произведение искусства изображает триумф Вакха.

Донателло художник

Близость к классическому стилю прослеживается и в следующих фигурах:

  • Силена;
  • вакханки.

Оба эти персонажа изображены на бронзовой чаше, которая хранится сегодня в Лондоне в Кенсингтонском музее.

Работал скульптор и в стиле реализма. В частности, именно в этой манере выполнен целый ряд скульптур, находящихся сегодня во Флоренции. К реалистичным следует отнести и статую Давида, которая выполнена из мрамора (1408−1409 гг.), изображающую героя в полный рост. Позднее скульптор создал бронзовую версию, которая несколько отличалась от первоначальной.

История не располагает точной датой создания этого шедевра, принято считать, что он был создан в период с 1430 по 1440 г. Однако искусствоведы не исключают и более позднюю дату. Согласно хроникам биографа Вазари, это работа создавалась по заказу Козимо Медичи. Однако точных фактов на эту тему сегодня нет.

Донателло художник эпохи возрождения

Библейский персонаж, изваянный из бронзы, резко отличается от более ранней скульптуры из мрамора. Он изображён обнажённым, с довольно изящной фигурой и длинными волосами. Историки в области искусства выдвигают множество интерпретаций этих скульптур. Одни усматривают в образе бронзового Давида излишнюю женственность, жеманность и другие черты нарциссизма.

Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения усматривают в этих нюансах намек автора на промысел высших божественных сил, которые помогли герою победить Голиафа. Ведь хрупкий, изящный юноша, каким Донателло изобразил Давида в бронзе, мог и не справиться с Голиафом в одиночку.

Примеры работ

Интересным фактом является, что многие произведения известного скульптора по сей день находятся именно в местах, для которых их заказывали мастеру. Вот краткий список таких работ:

Кто такой донателло

  1. Барельефы, заказанные Козимо Медичи для украшения дворца. Знатоки искусства сегодня полагают, что для Медичи Донателло сделал в большом количестве копии античных образцов изобразительного искусства.
  2. Группа скульптур, созданных для оформления фасада собора во Флоренции. Среди них сохранилась и статуя евангелиста Иоанна.
  3. Юдифь и Олоферн — композиция, выполненная из бронзы. Эта скульптура относится к поздним работам автора. Судя по тому, что Донателло подписал эту статую словами «DONATELLI OPUS», он был крайне доволен этим результатом своего труда. Современники утверждают, что Донателло крайне редко подписывал таким образом свои работы. Предполагается, что ее заказал скульптору Козимо Медичи в период с 1455 по 1457 гг. Видимо, она предназначалась для украшения фонтана Палаццо Медичи-Риккарди.

После падения режима Медичи скульптуру Юдифь и Олоферн расположили у входа в Палаццо Веккьо.

Работа в Падуе

Апогеем творческого пути скульптора стала его работа в Падуе. В этот город он был призван для осуществления оформительской деятельности в 1444 году и работал совместно с Никколо Пиццоло — падуанским скульптором и художником.

Скульптор донателло

В Падуе Донателло прожил вплоть до 1456 года. Здесь он занимался украшением церкви Святого Антония. Многочисленные и разнообразные работы, выполненные для этой церкви, были созданы средневековым скульптором при содействии учеников скульптора.

Наиболее известные работы из этого комплекса — барельефы, выполненные из бронзы и кратко повествующее о различных эпизодах из жизни покровителя Падуи — Святого Антония. В металле застыло множество сцен и композиций из биографии этой исторической фигуры.

По окончании падуанского творческого периода Донателло, не делая перерывов в творческой деятельности, в 1457 г. взялся за работу над скульптурой патрона Флоренции — Святого Иоанна-крестителя.

Донато ди никколо ди бетто барди

Искусствоведы считают примечательной способность этого художника одинаково ярко изображать на картинах и скульптурах как миловидность и грацию, так и энергию и силу. Про эту особенность невозможно не вспомнить, разглядывая созданный в 1434 году барельеф мраморного балкончика, располагающегося в соборе в городе Прато.

Композиция изображает группу полуобнаженных детей, играющих на различных музыкальных инструментах и пляшущих, водящих хоровод. Художник очень живо передал все нюансы движений и пластики. Позы, в которых застыли персонажи, разнообразны, игривы и в то же время совершенно естественны.

То же самое можно сказать и о персонажах других композиций, вырубленных из мрамора, которые предназначались для оформления флорентийского собора. Теперь эти мраморные барельефы находятся во Флоренции в Опера-дель-Дуомо.

Бюсты — портреты в камне

Приверженность Донателло к творчеству в классической античной манере отразилась и в том, что он фактически возродил стиль, очень популярный у древних греков и римлян и незаслуженно забытый мастерами изобразительного искусства в Средние века — портретные бюсты.

Специалисты в области искусства отмечают, что портреты людей в его исполнении отличаются высокой степенью реалистичности. В частности, изображения детей чрезвычайно миловидны и непосредственны.

Донателло это

Зрителю видны эмоции изображенного персонажа, его настроение, а, возможно, и замыслы. Донателло умело передавал не только черты лица, но и их выражение. Создаётся впечатление, что автор каким-то образом предвидел, какое впечатление произведут в последующем его работы на зрителей.

Портретные бюсты работы Донателло в точности воспроизводят индивидуальные особенности человека, которого он изображал. Автор обладал умением передавать в таком портрете и духовную жизнь персонажа, и его характер.

Окончание жизненного пути

Самой последней работой великого мастера скульптуры стал барельеф, изображающий Страсти Господни. Донателло начал делать его для двух кафедр в церкви Святого Лаврентия. Однако завершить начатое ему не удалось, хотя работе мастер отдавался до последних дней. После смерти автора в 1466 г. скульптура была закончена одним из его учеников Бертольдо.

Скульптор, внёсший большой вклад в развитие искусства, был погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо. Примечательно, что она до сих пор украшена его работами. А произведения Донателло внесены в справочники, по которым их изучают студенты художественных учебных заведений.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector