«Пушкин в музыке» — так искусствоведы называют Михаила Ивановича Глинку. Именно он стал первым русским композитором-классиком мирового значения, внёс в создание отечественного оперного искусства неоценимый вклад. Биография Глинки помогает увидеть, как ему удалось сформировать национальную композиторскую школу, соединив достижения европейского искусства и традиции русской музыки.
Детство и юность
Михаил родился в имении Новоспасское Смоленской губернии в 1804 году. Родители его поженились вопреки семейным запретам. Отец, Иван Николаевич, был капитаном в отставке. Мама, Евгения Андреевна, первые годы сыном не занималась. Мальчик рос у бабушки, женщины властной, но внуку позволявшей всё. Малыш любил бить в медные тазы, изображая колокольный звон, и это доставляло ему особое удовольствие.
После смерти бабушки образованием Миши занялась мама: француженка-гувернантка учила его грамоте, а знакомый архитектор занимался с Мишей рисованием.
Во время войны с Наполеоном семья перебралась в Орёл, через год вернулась в имение, и на месте разрушенного дома отец построил новый, в гостиной которого поставили фортепиано. Мама заметила интерес Миши к музыке и наняла гувернантку из Петербурга, которая обучала мальчика игре на скрипке и фортепиано.
В тринадцать лет Мишу отправили в петербургский Благородный пансион для детей дворян. Обучение наукам Михаил начал совмещать с уроками музыки. Любимым педагогом подростка стал пианист Карл Майер, который значительно повлиял на развитие музыкального вкуса будущего композитора.
В выходные дни Миша бывал на концертах и в театрах, учил сольфеджио и теорию музыки. Его гувернёром был поэт В. Кюхельбекер, он разрешал будущему композитору музицировать в любое время. В пансионе мальчик познакомился и подружился со Львом, младшим братом Александра Пушкина, а позднее он подружился и с самим будущим поэтом.
Шаги к творчеству
Во время учёбы юноша начал сочинять музыкальные произведения. Один из романсов, «Не пой, красавица, при мне», был написан на стихи А. Пушкина, другой, «Не искушай меня без нужды», — на слова Е. Баратынского.
Восемнадцатилетний Михаил окончил пансион в числе лучших, и в день выпуска ученик Глинка и учитель К. Майер блистательно исполнили фортепианный концерт Гуммеля.
После обучения юноша уехал на Кавказ, получал лечение минеральными водами и изучал музыку кавказских народов, которая позднее отразилась в его творчестве. Южный климат Михаилу не подошёл, он вернулся в Новоспасское и привёз множество впечатлений о поездке. В имении Глинка оставался до апреля 1824 года и продолжал занятия музыкой. Много времени Михаил уделял композиции, совершенствовал свои возможности, искал новые музыкальные жанры.
Позднее он приехал в Петербург и четыре года служил в Министерстве путей сообщения. Это отнимало несколько часов в день, а в остальное время начинающий композитор занимался музыкой или бывал на светских вечерах, где исполнял собственные вариации известных произведений. Молодой человек стал чаще бывать в кругу творческих людей, сблизился с А. Грибоедовым, В. Жуковским, А. Дельвигом и В. Одоевским, который впоследствии стал его другом.
В ночь после восстания декабристов на Сенатской площади композитор был опрошен жандармами, а затем срочно уехал из столицы в Смоленск к родственникам. Именно там Глинка создал музыку для любительского спектакля о коронации Николая I и написал вариации к модному романсу, которые потом доработал и отдал в печать Майер. Это было первое опубликованное произведение Глинки — «Да будет благословенна мать».
В то время композитор сочинял каждый день: написал два романса на стихи В. Жуковского, серенады, квартеты. В 1828 году его произведения вошли в музыкальный сборник «Лирический альбом».
Свободного времени для музицирования Глинке было недостаточно, вернувшись в Петербург, он оставил службу и полностью отдался творчеству, сочиняя новые романсы и пьесы.
Становление особого стиля
Столичный климат плохо влиял на здоровье композитора, и он задумался о лечении за границей. Кроме того, надеялся получить новые музыкальные знания, впечатления и опыт, которых в России для него было недостаточно.
В апреле 1830 года Глинка отправился в Италию, поселился в Милане, но путешествовал и по другим городам. Он познакомился с Г. Доницетти и В. Беллини, изучал оперы, не пропускал театральные премьеры, писал вариации на темы известных музыкальных спектаклей. Много времени молодой человек уделял сочинениям для инструментальных ансамблей, в этом начал проявляться его композиторский стиль.
Через три года Михаил решил переехать в Берлин, чтобы под руководством теоретика музыки З. В. Дена привести в порядок свои знания и мысли о народных корнях в музыке. Занятия пришлось прервать из-за смерти отца, и молодой человек вернулся на родину.
В Петербурге Глинка возобновил светскую жизнь, начал посещать вечера у Василия Жуковского, на которых бывали А. Пушкин, П. Вяземский, Н. Гоголь, В. Одоевский.
Первые отечественные оперы
Ещё в Берлине у композитора зародилась идея создания национальной оперы. В. Жуковский подсказал содержание: историю крестьянина, который привёл вражеский отряд в лес и тем спас жизнь царю.
Работа над произведением шла быстро, к лету 1835 года были готовы почти все темы, а к началу следующего — вся опера «Иван Сусанин». Слухи о ней шли по Петербургу, на одной из репетиций присутствовал Николай I, и композитор решил переименовать оперу, она стала называться «Жизнь за царя». Премьера состоялась в конце 1836 года в Большом театре Петербурга (сейчас Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова), она понравилась царю, и Михаил Иванович получил от него вознаграждение — перстень с драгоценными камнями.
После этого Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Он проводил с артистами занятия, писал для них учебные пьесы, готовил спектакли.
Окрылённый успехом, композитор задумал оперу «Руслан и Людмила» по сюжету поэмы А. Пушкина. Смерть поэта осложнила работу, Глинка писал музыку небольшими отрывками. Премьера состоялась ровно через шесть лет после представления первой оперы, была раскритикована и плохо принята публикой.
Путешествие по Европе
Проблемы в личной жизни, неудачи в творчестве сильно влияли на психическое и физическое состояние композитора, он решил посетить Испанию и Францию.
Знакомство с Г. Берлиозом, сольный концерт, хвалебные статьи во французских журналах помогли Глинке вернуть интерес к жизни. В Испании, созерцая природу и слушая национальные мелодии, он написал увертюру «Арагонская Хота». Музыканты, исполнявшие её, были восхищены чеканным ритмом и тонкими оттенками мелодии. Сам композитор сделал перерыв в сочинительстве и погрузился в изучение испанской музыки.
Вернувшись в Россию, он создал «Ночь в Мадриде». Вскоре, почувствовав себя хуже, отправился в Варшаву, где написал несколько произведений. Среди них — симфоническая фантазия на тему народных песен «Камаринская», в которой Глинка первым из русских композиторов соединил различные ритмы и настроения.
Последние годы жизни композитор провёл в поездках по Европе. В 1851 году умерла его мать, самый близкий человек, и нервное потрясение привело к тому, что у музыканта отнялась правая рука.
Глинка создал большое количество произведений, немало было в творческих планах. Самыми известными и знакомыми для слушателей можно назвать следующие:
- Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
- Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
- «Камаринская».
- «Арагонская Хота».
- «Детская полька».
К сожалению, многое осталось незаконченным — жизненные силы покидали автора. В 1854 году Михаил Иванович написал мемуары, изданные через 16 лет под названием «Записки М. И. Глинки».
Личная жизнь композитора
Глинка женился в 1835 году на дальней родственнице. Марья Петровна Иванова оказалась дамой, ищущей приключений вне семьи. Михаил Иванович пытался получить развод, это удалось, когда стало известно о тайном венчании Ивановой с другим мужчиной.
Будучи в браке, Михаил Иванович познакомился с Екатериной Керн. Композитора покорила застенчивость и мягкость девушки, важным для него было их духовное общение. Влюблённые часто виделись и скучали друг без друга, «милой Е. К.» Глинка посвятил проникновенные произведения:
- вальс-фантазию;
- романс «Если встречусь с тобой»;
- романс «Я помню чудное мгновенье».
Последний является шедевром двух гениальных творцов: А. С. Пушкина, который посвятил стихи Анне Керн, и М. И. Глинки, написавшего музыку для её дочери. Это произведение называют «жемчужиной русского романса».
Отношения с Е. Керн длились около десяти лет, девушка ждала, когда возлюбленный расстанется с женой. Узнав, что Екатерина беременна, Михаил Иванович не захотел незаконнорождённого ребёнка. Чтобы избежать скандала, Анна Керн увезла дочь, но даже после развода Глинка отношения с ней не возобновил, хотя позднее сожалел об этом.
Самым преданным другом последних лет была для Михаила Ивановича младшая сестра Людмила. Композитор умер в феврале 1857 года и был похоронен в Берлине, в мае Людмила Ивановна с помощью друзей переправила прах брата в Петербург. Его перезахоронили на кладбище Александро-Невской лавры.