Творчество и биография Шишкина — русского художника-передвижника

Художник шишкин биография Биографии

Иван Шишкин прославился как художник Дюссельдорфской школы и стал одним из самых патриотичных пейзажистов России. На его картинах почти всегда природа выглядела радостной и солнечной, и лишь сухая сосна в картине «Рожь» была напоминанием о горькой судьбе самого художника. Вся биография Шишкина — это великий подвиг русского человека, прославившего в своих полотнах родину и русскую природу.

Юные годы художника

Иван Шишкин появился на свет 13 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Он был сыном купца второй гильдии. Эта известная купеческая династия владела первым промышленным предприятием в Елабуге, занимавшимся отливкой колоколов. Основным занятием отца, Ивана Васильевича, была торговля зерном. В Елабуге его ценили за неподкупность и честность, поэтому он не раз избирался городским старостой.

Семья Шишкиных была большой — в ней было шесть детей, но только сын Ваня оказался художественно одаренным. Именно благодаря ему о роде Шишкиных узнал весь свет. Своим детям Иван Васильевич планировал дать достойное образование, а затем передать фамильное дело. Особые надежды он возлагал на Ивана и потому отправил его в Казань, в гимназию.

Шишкин биография

Но учеба Ивану не нравилась, и однажды, приехав в шестнадцатилетнем возрасте на каникулы, он высказал родителям первый протест, сказав, что купцом становиться не хочет.

Шишкин собирался стать художником. Это решение для потомственной семьи купцов было неожиданным и даже шокирующим. К детскому увлечению Ивана рисовать в доме относились несерьёзно. Мать Вани, Дарья Романовна, была строгой и властной. Она называла сына «мазилкой» и была уверена в том, что художник — это не профессия.

Отец разрешил 17-летнему Ивану заниматься рисованием, но все же потребовал от него, чтобы тот принимал участие в семейных делах. Иван Васильевич начал давать ему торговые поручения. Однажды, загрузив баржу зерном, отец направил его торговать в Рыбинск, но у парня не было коммерческой жилки — его везде обсчитывали и обманывали. В результате он возвратился не с прибылью, а с убытком, зато привез много красивых рисунков волжских берегов.

Когда Ивану исполнилось 20 лет, родители все же отпустили его учиться на художника. На особые успехи они не рассчитывали. Но они сильно ошиблись. Шишкины не могли даже подумать, что через 50 лет полотна их сына станут выставляться в Императорском Русском музее — коллекция пополнится более чем 70 полотнами и почти полутора тысячами графических работ великого художника.

Академия и поездка за границу

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года после успешного его окончания он был принят в главную «кузницу» творческих талантов — Императорскую Академию художеств. Официальная парадность, античное искусство, исторический жанр были главными направлениями учебы в академии.

Пейзаж, который так любил Шишкин, считался в академии делом непрестижным и неприбыльным. Юному Ивану предлагали заняться историческим или жанровым рисунком. Но он упрямо продолжал писать природу. Он хотел научиться с абсолютной точностью передавать форму каждой травинки и листа дерева, изгиб каждой ветки. Преподаватели замечали, что у начинающего художника стал проявляться свой почерк и стиль.

Биография шишкина

Иван решил, что если по окончании курса он не будет награжден медалью, то возвратится в Елабугу, продолжит семейное дело и больше не будет заниматься живописью.

Шишкин старался держаться подальше от веселых студенческих компаний. Он полагал, что в жизни посвященной живописи, не должно было быть легкомысленных занятий. Однокашники называли Ивана медведем: он был неловок в обращении с женщинами, закрепощён, невнятен в разговорах, постоянно носил старые отцовские сапоги и мог долго питаться одним хлебом и патокой.

Начинающий художник работал очень быстро. За один день на пленэре он мог нарисовать столько, сколько остальные студенты не могли и за неделю. Шишкину многие стали завидовать, некоторые посматривали на него искоса. Преподаватели говорили, что всем надо подтягиваться до уровня Шишкина.

Во время учебы Шишкин много работал на натуре вблизи Петербурга и на острове Валааме. Для работы в монастыре ему выделяли мастерскую.

Шишкин художник

В 28 лет по окончании Академии его наградили большой золотой медалью, что дало возможность стажироваться в Европе. Молодой живописец отправился в Германию и Швейцарию. «Немецкий пейзаж почти до омерзения расчищен», — писал художник. В Мюнхене он ввязался в драку в пивной, услышав, как ругают русских, и согнул в дугу железный прут. Художник был арестован, но оправдан в местном суде.

Три года Шишкин прожил в Европе. Его картины и рисунки покупали немецкие музеи. За полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» в России ему присвоили звание академика. Одновременно с Василием Перовым Шишкин попросил у Академии разрешение вернуться из заграничной стажировки досрочно. Получив разрешение, он уже больше не уезжал от родных рек, полей и лесов.

Среди передвижников

Картину «Мачтовый лес в Вятской губернии» Иван написал на своей малой родине, недалеко от Елабуги. Показав это полотно на передвижной выставке, Шишкин потом не пропускал ни одной ежегодной экспозиции товарищества и стал одним из самых активных его участников.

Портреты кисти Шишкина — большая редкость. Два из них, «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом. За чтением письма», запечатлели молодую жену художника, Евгению. Эти две картины не были известны до начала XXI века. Только в прошлом десятилетии они появились на аукционах и были проданы частным владельцам.

Биография иван шишкин

Жена художника была младше его на 15 лет, но это не могло помешать их семейному счастью. У супругов родились двое сыновей и дочь. Эти дни жизни Шишкина были самыми ясными и безоблачными, как и природа на его полотнах.

Картину «Рожь», полную света и гармонии, художник писал в самые чёрные дни своей жизни — умер его отец, потом любимая жена и два маленьких сына. Целый год Шишкин не брал в руки кисти, а только пил горькую. Померк белый свет, всё вокруг стало как на чёрно-белой гравюре, лишенной цвета. «Вернула к жизни родная Елабуга», — говорил потом Шишкин.

Он тяжело переживал утрату жены и сыновей и поэтому возвратился в родной и милый сердцу город. Именно здесь он попытался найти вдохновение и снова начать работать — писать свои полотна.

Недалеко от Елабуги нашлось ржаное поле, где художник увидел сюжет для своей будущей картины. Именно здесь он сделал эскизы, которые увез с собой в Петербург. На основе эскизов, сделанных на малой родине, он написал величественный образ русской природы.

На передвижных выставках картины Шишкина становились глотком свежего воздуха среди обличительных и злободневных полотен других художников.

Биография шишкина художника

Среди передвижников были известные художники:

  • Иван Николаевич Крамской;
  • Василий Григорьевич Перов;
  • Алексей Кондратьевич Саврасов;
  • Виктор Михайлович Васнецов;
  • Исаак Ильич Левитан;
  • Илья Ефимович Репин;
  • Валентин Александрович Серов.

Особенно Шишкин подружился с идеологом передвижников Иваном Крамским. Они вместе отправлялись на всё лето на пленэр в деревню Серебрянка под Петербургом. Именно там Крамской написал лучший портрет художника Шишкина — в сапогах, с посохом и мольбертом.

Самые знаменитые работы

Шишкин работал на природе целыми днями. Выбрав подходящее место, расчищал кустарник, обрубал лишние сучки на деревьях, делал себе сиденье из веток и располагался, как дома. Он сам всё больше становится похож на лесного жителя — взлохмаченный, суровый и могучий.

Шишкин всегда изображал деревья с научной точностью, как будто для Ботанического атласа. Кроме привычных лесных видов, таких как рощи, чащи, боры, перелески, у Шишкина появились картины-панорамы. Та же русская природа, только вид сверху. Одной из первых стала картина «Лесные дали». В ней художник показал бескрайность земли русской с ее бесконечными лесами, которые убегали до горизонта, и с водоемом, в котором отражалось небо.

Шишкин иван иванович биография

В семейной жизни художника произошла новая трагедия. Юная ученица Шишкина, Ольга Лагода, которая стала его второй женой, скоропостижно скончалась, оставив ему маленькую дочку. Убитый горем Шишкин раз за разом писал могилу жены, убранную её любимыми цветами.

Работа в конце концов вернула художника к жизни, но и в работе его не оставляли сомнения и муки. Казалось бы, что могло быть хрестоматийнее, чём картина Шишкина «Рожь», но в 1889 году художник написал полотно, которое стало не только его главным шедевром, но и визитной карточкой Третьяковской галереи. А еще — украшением фантика самых популярных советских конфет — «Мишка косолапый».

Давно известно, что у этой картины было два автора. Считалось, что медведей на полотне изобразил художник Константин Савицкий. Он даже получил четверть гонорара за работу. Но Павел Третьяков, когда стал владельцем полотна, распорядился закрасить вторую фамилию в левом нижнем углу картину. Последние научные исследования позволили специалистам Третьяковки сделать неожиданный вывод — Шишкин написал свой шедевр без посторонней помощи.

Вклад в русское искусство

Самой масштабной и монументальной работой Шишкина стала его последняя картина — «Корабельная роща». Сила этой работы кроется в том, что художник максимально близко подошел к природе. Он не пытался приукрасить природу, она и так красива как есть.

Значение работ Шишкина для развития русского искусства огромно:

Шишкин биография кратко

  • художника можно назвать «певцом русской природы»;
  • он добился наиболее реалистичного изображения образа природы в процессе прямого общения с ней, совершал глубокое проникновение в душу пейзажа;
  • осуществил новаторство в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в преклонении перед натурой;
  • выражал в своем творчестве идеи народности.

В 1898 году, отправив на выставку «Корабельную рощу», Шишкин сразу взялся за следующий холст, закончить который ему уже не пришлось.

За всю жизнь Шишкин написал более 500 картин, среди которых:

Шишкин картины

  • «Рубка леса»;
  • «Дебри»;
  • «Дубовая роща»;
  • «Опушка леса»;
  • «Ручей в лесу» («На косогоре»);
  • «Стадо в лесу»;
  • «Хвойный лес. Солнечный день»;
  • «Старый валежник. Лесное кладбище».

Шишкин не только первым нашел широкое поле для творчества в русской природе, но и освоил его. И пусть его современниками были такие виртуозы лирического пейзажа, как Саврасов, Поленов и Левитан, всё же никто, кроме Ивана Шишкина, не воплотил в своих полотнах так ярко три патриотических символа родных просторов — русский лес, русского медведя и русское поле.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector