Биография, жизнь и творчество немецкого композитора Рихарда Вагнера

Композитор вагнер Биографии

Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner) — знаменательная фигура мировой культуры, которая по сей день вызывает противоречия. Признанный гений прошел через многое в своей жизни, прежде чем получил признание. За его плечами тяжелая трудовая деятельность, существование на грани нищеты, пылкие любовные приключения, революционное движение. Все эти факторы оказали влияние на творчество великого композитора Вагнера.

Детство гения

Великий композитор, дирижер, автор более чем 13 опер родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциге. Всего в их семье было девять детей (двое из них скончались в детстве). В год рождения Вагнера умер и его отец — Карл Фридрих Вагнер. Мать мальчика, Иоганна Розина, была простой женщиной и осталась с семью детьми на руках. У семьи был близкий друг — Людвиг Гейер, за которого Иоганна вышла замуж после кончины мужа. Людвиг полностью заменил детям отца, в том числе и Рихарду.

После женитьбы пара с детьми перебралась из Лейпцига в Дрезден. Все дети были поклонниками музыки. Сестры Вагнера стали певицами и актрисами. Сам же Вагнер предпочтение отдавал рисованию.

В а вагнер биография

Однажды Вагнер попал на детскую оперу Вебера «Вольный стрелок», которая буквально зачаровала его. Актерская игра, необыкновенные персонажи и декорации, а главное, музыкальное сопровождение, открыли его талант к музыке. С тех пор маленький Рихард был целиком и полностью поглощен музыкой и хотел лишь играть и сочинять.

Рихард был самоучкой. Он сам изучил основы музыкальной композиции, был ярым поклонником Бетховена и вручную кратко переписывал его партитуры. Также учился игре на фортепиано, в том числе у своих сестер.

В возрасте восьми лет умер и отчим мальчика, и семья Вагнеров вновь перебралась в Лейпциг. Когда Вагнеру было пятнадцать лет (в 1828 году), он поступил в школу Святого Фомы при лютеранской церкви. Здесь он получил музыкальную базу и даже написал свое первое произведение — трагедию «Лейбольд и Аделаида».

Творческие поиски

Вагнер

С 1833 года начались творческие скитания композитора. В поисках реализации своего творческого потенциала он уехал из Лейпцига в Вюрцбург, где некоторое время работал хормейстером. Затем уехал в Магдебург, где работал в небольшом оперном театре в течение года (1834−1835 гг.).

На 1837−1839 годы пришлось время работы Вагнера в качестве дирижера в Риге и Кёнигсберге. Также он успел пожить и поработать в Англии, Норвегии и Париже. Все эти творческие скитания не принесли Рихарду ни известности, ни денег, он жил в нищете и едва сводил концы с концами, но никогда не терял веры в свой талант.

В 1842 году произошло триумфальное возвращение Вагнера на родину, в Дрезден. Здесь он поставил свою оперу «Риенци, последний из трибун», которая имела ошеломляющий успех. Настрадавшийся автор неожиданно обрел славу. Его снимки с биографией напечатали в газете, он получил должность дирижера в театре Дрездена. Позже, в 1843 году, был назначен капельмейстером при саксонском дворе короля. Рихард был вдохновлен успехом, о котором так долго мечтал. Воодушевленный признанием, он начал творить с еще большим энтузиазмом — одна за одной ставились на сцене театра его оперы: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгри».

В 1848 году жизнь мечты композитора вновь разрушилась — в Германии началась революция. Вагнер стал ее сторонником, но после разгрома революционного движения бежал в Швейцарию, где прожил долгих девять лет. Все это время он занимался публицистикой, писал критические статьи на музыкальные произведения, реферат-доклады и очерки по теории искусства. В этот же период своей жизни написал свою великую оперную театрологию «Кольцо Нибелунга» (две части).

Рихард вагнер

В 1864 году неожиданная удача вновь обрушилась на Вагнера. Король Людвиг II оказался ярым поклонником талантливого композитора: вернул на родину и выплатил все долги, построил для Вагнера замок и наделил его неограниченными возможностями для творчества. Король назначил музыканту солидное жалованье и разрешил ставить любые оперы Вагнера в Мюнхенском театре.

Так Рихард попал под покровительство короля. Он наконец-то поставил оперу «Тристан и Изольда», работу над которой закончил еще в 1857 году, завершил написание последних двух частей оперы «Кольцо Нибелунга», сочинил комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году сбылась самая большая мечта композитора — открылся оперный фестивальный театр в Байроте, который спонсировал Людвиг II. Открытие театра ознаменовалось премьерой оперы «Кольцо Нибелунга».

Влияние Вагнера на музыку

Вагнер оказал существенное влияние на мировую культуру. Еще в детстве его путь был предопределен — выбор юноши пал на оперу, и он ему не изменял. В раннем своем творчестве он был приверженцем романтизма, но с возрастом вносил все больше реформ в оперное искусство.

Одной из таких реформ стала реструктуризация всего оперного действия. От законченных сцен и арий Рихард пришел к цикличным распевным монологам и диалогам главных героев. Действия в опере стали еще более театрализованными и активными, что, несомненно, вовлекало зрителя в процесс с еще большей силой. Отчасти это и принесло немецкому композитору такую популярность.

Еще одна значительная его реформа — изменения в оркестре. Вагнер был первым, кто повернулся лицом к музыкантам во время дирижирования; также он внес изменения в роль рук при управлении оркестром — правая задавала темп и ритм, левая побуждала тот или иной инструмент к вступлению.

Вагнер рихард

В репертуаре композитора 13 опер, из них 8 стали классикой. Также он написал некоторые менее масштабные музыкальные произведения, большое количество статей и мемуаров. Среди наиболее известных опер:

  • «Феи»;
  • «Риенци»;
  • «Летучий голландец»;
  • «Тангейзер»;
  • «Лоэнгрин»;
  • «Золото Рейна»;
  • «Тристан и Изольда»;
  • «Нюрнбергские мейстерзингеры»;
  • «Кольцо Нибелунгов»;
  • «Парсифаль».

Кроме того, именно Вагнер придумал козырек для оркестровой ямы. При таком ее расположении звук направлялся прямиком на сцену и лишь потом волной доходил до зрителя вместе с вокалом. Ранее оркестр находился просто перед сценой.

Личная жизнь

Первый брак известного композитора был заключен с популярной певицей того времени Миной Планер. Он познакомился с ней в Магдебурге и после полутора лет стал крайне навязчиво предлагать ей замужество, буквально шантажом. Мина несколько сомневалась, но согласилась. Их брак продлился тридцать лет. Однако с самого начала он не был счастливым и удачным, супруги были абсолютно разными. Вагнер постоянно вступал в связи с различными женщинами, и в конце концов супруги расстались.

Самой большой и чистой любовью стала последняя жена Вагнера — Козима, которая подарила ему троих детей. Она была дочерью известного композитора Ференца Листа (любимый сочинитель известно советского пианиста Святослава Рихтера). Ко времени их знакомства с Рихардом она уже была замужем, к тому же разница в возрасте была более двадцати лет.

Вагнер композитор

Их поведение считалось аморальным, но это не помешало паре воссоединиться и уехать из Германии вместе. Долгое время они жили в изгнании в Швейцарии, и лишь в 1870 году по милости Людвига II вернулись на родину, где наконец-то обвенчались.

Также Рихарду приписывали роман с женой богатого мецената Отто Везендока — Матильдой. Отто был другом и поклонником Вагнера. Некоторые биографисты предполагают, что между композитором и Матильдой действительно была связь, другие утверждают, что их общение сводилось к кратким сообщениям в виде поэтичной переписки, которой увлекалась Матильда. Именно в период этой влюбленности Вагнер написал свою знаменитую оперу «Тристан и Изольда».

Интересные факты

Доподлинно известно, что Рихард был любимым композитором Гитлера, за что многие его недолюбливали. Есть и другие интересные факты из его биографии:

Рихард вагнер биография

  • Существует предположение, что отчим мальчика Людвиг Гейер был его настоящим отцом.
  • Всю жизнь композитор боялся чертовой дюжины и всячески избегал числа 13.
  • Несмотря на свой невероятный талант в музыке, он абсолютно не умел петь.
  • Ходили слухи, что один из вокалистов Вагнера во время репетиции оперы «Тристан и Изольда» потерял голос и сошел с ума.
  • Младший сын Вагнера был назван в честь героя последней части оперы «Кольцо Нибелунга» — Зигфридом.
  • Идея оперы «Летучий Голландец» была навеяна легендой, которую рассказывали Вагнеру моряки во время его бегства из Германии в Швейцарию.
  • Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофбия, а также то, что он был одним из предшественников антисемитизма XX века.
  • Умер Вагнер 13 февраля.

Фигура великого немецкого композитора знаменует эпоху открытий в сфере оперы и мирового искусства. Рихард Вагнер — неоднозначная персона, но, безусловно, неистово преданный своему делу сочинитель, новатор и вдохновитель будущих поколений.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector