Кратко главное о философии и мыслителях эпохи Возрождения

Философия эпохи возрождения Философия

Идеи, противоречащие средневековой религиозной философии и схоластике, зародились в Италии в XIII веке. Философия эпохи Возрождения, кратко самое главное для написания реферата — большой спектр школ и учений, в чём-то расходящихся друг с другом, но имеющих общие черты.

Одной из причин появления новых философских идей является экономическое развитие. В Италии тогда существовали города-государства с высоким уровнем жизни — Рим, Флоренция и Неаполь. Людям, заработавшим капиталы, нужны были новые идеи для оправдания капиталистической деятельности, которого они не могли найти в аскетичной философии христианского средневековья.

Основные черты и направления

Характерные черты эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм, смещение интереса философии от религиозной проблематики к изучению человека.
  2. Интерес к античности как к «идеалу», который нужно возродить.
  3. Пантеизм — отождествление Бога и природы.

Основные философские направления

  1. Гуманизм.
  2. Неоплатонизм.
  3. Натурфилософия.
  4. Реформация.
  5. Социальные утопии.

Появление гуманистических идей

Данте Алигьери

Мыслители раннего Возрождения видели человека центром мира, «творцом самого себя». Впервые к этим темам обратились такие мыслители, как Данте Алигьери (1265—1321) и Франческо Петрарка (1304—1374), которого называют «первым гуманистом».

Под термином «гуманизм» применительно к философии Возрождения понимается изучение человека «таким, какой он есть». В эту эпоху происходит смещение интереса философов от изучения Бога и религии — «теоцентризма» к антропоцентризму, к изучению человека. Античность виделась неким идеалом, который и нужно возрождать, а предназначение человека мыслители Возрождения видели в том, чтобы улучшать мир, быть со-творцом вместе с Богом.

Данте Алигьери

Следует указать, что Данте не был профессиональным философом или богословом. Будучи поэтом и хорошо понимая культурный контекст, он был хорошо знаком со всеми основными идеями своего времени, буквально «витавшими в воздухе».

В «Божественной комедии» Данте говорит о предназначении человека, состоящем в достижении земного совершенства. Эта точка зрения кардинально отличалась от средневековой картины мира и схоластических учений. Главные вопросы, интересовавшие схоластов: взаимоотношения человека с Богом, отречение от всего мирского и сосредоточенность на служении Господу. Данте же призывает к «доблести и знанию», утверждает, что человек имеет две природы — земную и небесную, мыслитель видит необходимость их синтеза, а не противопоставления.

Исходя из идей Данте, философия необходима, чтобы обустроить земную жизнь, и более полезна в земных делах, чем богословие, поэтому монарху необходимо быть философом, не зависящем от церкви. За эти новые идеи Данте был изгнан из Флоренции.

Франческо Петрарка

Петрарка, прославившийся своей лирикой, является также автором ряда философских сочинений, таких как «О своём и чужом невежестве», «Об уединении жизни», «О монашеском досуге». Основная идея, выраженная Петраркой — рассуждениями о небесных делах должны заниматься небожители. Человек является земным существом, поэтому его долг — заниматься обустройством своей земной жизни, вместо того чтобы всё своё время посвящать спасению души, как учили средневековые философы. Человек не может познать Бога, поэтому должен изучить только сам себя.

Франческо Петрарка

Именно Петрарка впервые заявил, что необходимо обратиться к первоисточникам современной ему философии — античным текстам Аристотеля и Платона, вместо того чтобы изучать их позднейшие толкования.

Лоренцо Валла

Лоренцо Валла (1407—1457), также крупный представитель философии Ренессанса, проявлял интерес к эпикурейской философии, именно гедонистическую этику эпикурейцев он противопоставил аскетичной средневековой этике. В произведении «О наслаждении» говорится о том, что чувства помогают нам осуществлять познание мира. Рай, к которому стремятся христиане, является «вечным наслаждением». Валла утверждает, что наслаждение важнее, чем добродетель.

Возрождение наследия античных философов

Интерес к древнегреческой философии появился в Италии после того, как византийский философ Плифон (1355—1452) привёз на Ферраро-Флорентийский (1438−39) собор рукопись, собрание сочинений Платона. Эту рукопись он подарил флорентийскому магнату Козимо Медичи, который, в свою очередь, поручил Марсилио Фичино (1433—1499) перевести собрание сочинений Платона на латынь. Благодаря деятельности Плифона, сочинения Платона распространились в западноевропейских странах. Платонизм сильнейшим образом повлиял на философию Возрождения, а также на дальнейшее развитие европейской культуры.

Философия неоплатонизма

Марсилио Фичино

Фичино перевёл на латынь труды Платона, Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха и других древнегреческих мыслителей. В своих философских рассуждениях Фичино смешивал неоплатоническую философию с христианской, проводил отождествление Бога и всеобщей природы вещей.

Ученик Фичино Мирандола (1463—1494) в своём произведении «Речь о достоинстве человека» кратко изложил известные ему различные философские учения и создал собственную философскую систему, признанную объединить эти учения. За основу своей системы Мирандола взял античный платонизм. Он впервые высказал мысль, что Бог создаёт мир согласно законам математики. На основе этой идеи позже была создана лежащая в основе современной науки концепция математического естествознания. Являясь гуманистом, Мирандола большое внимание уделял вопросу свободы воли, рассуждал о независимости человека от воли Бога. «Человек сам себя формирует», — писал Мирандола.

Николай Кузанский (1401—1464) — учёный, выдающийся натурфилософ раннего Возрождения и профессиональный богослов, какое-то время был кардиналом. Сфера его интересов охватывала изучение многих естественных наук. Реформа календарного исчисления была в значительной степени подготовлена именно Кузанским. «Об учёном незнании» — основное произведение философа. В своей теории познания он пытался соединить три элемента процесса познания — чувственный, рациональный и интеллектуальный. Достижение абсолютной истины, по мнению философа, проблематично, но именно разум соединяет человека с миром и Богом.

Религиозная реформация

После выхода произведения Эразма Роттердамского (1466—1536) «О свободе воли» началась его дискуссия с Мартином Лютером (1483—1546), основателем лютеранства, одного из направлений протестантизма. Особенность философии Лютера — он заложил основу протестантской этики своей идеей о том, что христианину не нужны такие посредники, как церковь и духовенство, для спасения души.

Мартин Лютер

Продолжая тенденцию мыслителей-гуманистов, Лютер утверждал, что вопрос спасения души полностью находится в компетенции небесных сил, а человеку необходимо как можно лучше обустроить свою земную жизнь. Со временем сложилась протестантская трудовая этика с «культом честно нажитого богатства», финансовое благополучие воспринималось как сакральное следствие профессиональной деятельности.

Социальная и политическая философия

Никколо Макиавелли (1469—1527) внёс свой вклад в политическую философию, изложив в произведении «Государь» свод правил, которым должен следовать правитель, желающий возвышения своей страны. Многие мыслители впоследствии критиковали Макиавелли за провозглашённый им принцип «цель оправдывает средства».

Социальные утопии представлены в произведениях таких авторов, как Томас Мор («Утопия») и Томазо Кампанелла («Город Солнца») — эти сочинения в жанре социальной фантастики описывают общество утопического коммунизма.

Рост потенциала науки и философии

В период «позднего Возрождения» происходит наращивание объёма научных знаний за счёт новых открытий в самых разных сферах. Философия, в свою очередь, опирается на эти новые научные открытия и тоже увеличивает свой потенциал, всё ощутимее переходит от абстрактных рассуждений об этике и гуманизме к осмыслению процессов, изучаемых естественными науками.

Мишель Монтень

Основное произведение Монтеня (1533—1592) — «Опыты», собрание различных эссе. Автор с позиции скептицизма анализирует душевные переживания человека. Один из главных принципов в морали Монтеня — человеку необходимо стремиться к счастью именно в земной жизни, а философия должна обратиться к проблемам повседневности.

Джордано Бруно

Джордано Бруно

Бруно (1548—1600) можно охарактеризовать как последователя Кузанского и Коперника, он осуществил синтез натурфилософских идей. Основные его произведения — «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Мыслитель считал природу одушевлённой, выдвинул гипотезу, согласно которой время, пространство и движущаяся материя неразрывно связаны. Бруно придерживался гелиоцентрической теории Николая Коперника, за свои убеждения был осуждён инквизицией и приговорён к сожжению на костре.

Философия эпохи Возрождения — один из важнейших периодов в истории интеллектуальной культуры человечества. Идеи, впервые сформулированные в этот период, оказали существенное влияние на развитие европейской культуры и во многом сформировали облик современного нам мира.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector