Фамусовская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума

Свое самое знаменитое произведение Грибоедов написал в 1822 году. В это время в России только начинали проявляться зачатки будущего декабристского движения. В противостоянии нового времени и старого общества в лице Фамусова и его знакомых и заключается смысл пьесы. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» представлена такой, какая она была в самом начале XIX века: роскошной, консервативной и глупой.

Описание города и общества

В 1812 году во время завоеваний Наполеона I, Москва была сожжена дотла. Поэтому время, показанное в грибоедовской комедии, захватывает этап восстановления крупного города. Несмотря на самые разные изменения в жизни и устоях, Москва консервативна и статична. Общество не желает принимать никаких нововведений, придерживаясь семейных традиций прошлого.

Пожалуй, единственное, что может взволновать дворянское общество фамусовской Москвы — это слухи и сплетни о самом обществе. Павел Афанасьевич Фамусов кратко признает, что «хуже сплетен ничего нет».

Беседы у Фамусова в доме

Идеальный москвич, по представлениям консервативного общества, это обязательно состоятельный и властный человек. Именно таким был и дядя Павла Афанасьевича, который лестью и подхалимством сумел добиться даже расположения императрицы. К таким людям у дворян лояльное и восхищенное отношение, несмотря на те способы, которыми они добились своего положения и статуса.

По сообщению самого Фамусова, каждый житель Москвы должен быть чем-то полезен. И если, к примеру, у Молчалина и Загорецкого не было состояния и дворянского титула, то их терпеливость и лесть позволяли им продвигаться по службе и жизни.

В Москве начала XIX века очень важно было иметь связи среди богатых людей. Именно поэтому человека со связями принимали в обществе как богача. Задаваясь вопросом, что нового покажет мне Москва, каждый из богачей понимал: ничего. Жизнь разнообразилась только пересудами и сплетнями о своих знакомых.

Самыми популярными занятиями в дворянском кругу были:

  • балы и танцы;
  • охота и отдых на природе;
  • любые развлечения (вплоть до игры в карты и выпивки в трактирах).

Изучение наук и чтение книг считалось глупым занятием. Об образовании московские дворяне предпочитали не говорить вообще. Поэтому сочинение «Фамусовская Москва» всегда строится на порицании необразованности общества.

Юные барышни 19 века

Однако вскоре настроения общества начинают меняться. После Отечественной войны в моду входит французский язык. Юные барышни начинают называть себя «мадам» и увлекаются чтением французских любовных романов. При этом на волне изучения иностранного языка фамусовский круг выступает за крепостное право, так как это крайне выгодно. И хотя между собой кто-то из дворян выступает за прогресс, с глазу на глаз каждый из них считает нормальным порядком вещей иметь крепостных и слуг в доме.

Дворяне начала XIX века

Существующий термин «фамусовское общество» стал значительно шире: фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» получила нарицательное значение. Дворянство этого времени строило свою жизнь на трех принципах:

Алексей Молчалин

  1. Заискивание.
  2. Прислуживание.
  3. Лесть.

И Грибоедов показывает на конкретных примерах, как глупо иметь большое состояние и при этом не быть образованным. Аморальность жизни подчеркивает даже Алексей Молчалин — и это ответ на вопрос, почему фамусовской Москве нужен Молчалин. Ведь он при наличии широкого кругозора и хорошего образования все равно имеет консервативное мышление и натуру приспособленца. Именно такие люди и составляют фамусовскую Москву. Княгиня Марья — еще одно тому доказательство.

А Александр Чацкий, вернувшись в город после трехлетнего путешествия по свету, надеется увидеть новое общество с современными взглядами. Дворяне после войны 1812 года так и не изменились: «дома новы, но предрассудки стары», «чтоб новизны вводили — никогда, спаси нас боже!».

Каково мнение дворянского общества о Чацком?

Олицетворение науки и прогресса, достоинства и честности, Александр Чацкий точно не вписывается в круг этого общества. Все его цитаты — это изображение внутренних мыслей о том, что новый человек не сможет прижиться в доме, где царят только старые патриархальные устои. Общество отвечает ему тем же.

Фамусов как основа консервативности

Вдовец Павел Афанасьевич один воспитывает свою единственную дочь Софью. И, имея узкие взгляды, полагает, что является примером нравственного воспитания. Это не мешает ему заигрывать со служанками и лицемерить с окружающими людьми.

Фамусов как основа консервативности

Вся характеристика московского общества «Горе от ума» строится вокруг самого Фамусова и круга его знакомых. Деньги, статус, положение — это три кита, на которых строится вся фамусовская Москва. А сам Павел Афанасьевич является фундаментом, основной застарелой консервативности и необразованности.

Дом Фамусова полнится сплетнями. Именно сплетни являются постоянным поводом для разговоров. Сочинение на тему «Фамусовская Москва» всегда противопоставляет Чацкого Фамусову, так как сплетни — это главное оружие консервативного общества против смелого человека нового времени.

То есть образ Москвы в «Горе от ума» — это обобщенный пример дворян с устаревшими взглядами, страшащихся всего нового и прогрессивного. При этом автор дает понять, что перемены необходимы, они неизбежны, как бы этому ни противился Фамусов и его окружение. Образ Москвы в «Горе от ума» раскрывается именно через людей-консерваторов, которых даже кровавая война с Наполеоном не заставила посмотреть на мир шире.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector