Кратко об истории Древнего Китая для 5 класса

История Древнего Китая История

В 5 классе историю Древнего Китая кратко изучают, чтобы получить базовое представление о том, как давно зародилась цивилизация в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы. На берегах этих рек процветало земледелие и возникали первые города. В глубокой древности здесь зародились первые государства, сменявшие друг друга и враждовавшие между собой вплоть до появления единой китайской империи.

Население времён палеолита

Первые люди появились на территории Китая в каменном веке. Они были представителями вида Homo erectus и не являлись предками современного человека. Самой известной из таких находок считаются останки синантропа (так называемого пекинского человека), населявшего Китай примерно 750 тыс. лет назад.

На основании его останков в своё время был сделан вывод о том, что человечество зародилось не только в Африке, а китайцы представляют отдельную ветвь человечества и предком их является синантроп. Однако современные генетические исследования опровергли эту информацию и доказали, что пекинский человек — лишь одна из тупиковых ветвей эволюции.

Цивилизации неолита

На юго-востоке Китая были обнаружены осколки древней керамики, сделанной человеком 19 тыс. лет назад. Не менее интересны древнекитайские находки времён неолита. Уже в те давние дни начали зарождаться характерные признаки, отличающие культуру Поднебесной от всех прочих.

Культура Лянчжу в долине Янцзы

Во IV—III тыс. до н. э. в Янцзы появились поселения, жители которых достигли очень высокого уровня развития. Это общество уже имело чёткую иерархию. Его представители:

Культура Лянчжу

  • изготавливали прекрасные изделия из нефрита и торговали ими с соседями;
  • единственными в то время умели обрабатывать сапфиры;
  • орошали поля и выращивали рис;
  • разводили рыбу в специальных садках;
  • строили пирсы и дома на сваях.

Их огромное поселение (скорее, даже город) было обнесено мощными стенами с воротами. Исчезла культура Лянчжу из-за страшных наводнений, уничтожившей поселения.

Чёрная керамика Луншань

Во II тыс. до н. э. в бассейне Хуанхэ расположились древние поселения, насчитывавшие до 100 домов. Их жители умели гадать на костях животных и создавали с помощью гончарного круга чёрные и серые сосуды с тонкими стенками.

Они выращивали просо и пшеницу, поскольку риса тогда на севере Китая не знали. Когда почва истощалась, луншаньцы снимались с насиженных мест и отправлялись искать новые плодородные земли. А также они разводили быков, овец, коз, ловили рыбу и первыми одомашнили тутовых шелкопрядов.

Первая династия Ся

Первая династия Ся

Первой была упомянута в исторических записках династия Ся. Долгое время учёные считали её обычной легендой, пока в 50-х гг. XX в. в Эрлитоу (долина Хуанхэ) не были обнаружены остатки обширного поселения периода бронзы. Это первый из известных административных центров Китая, построенный по характерному для всех последующих эпох плану с отдельно стоящим царским дворцом и крытой колоннадой вокруг центральной площади. В строительстве широко применялась глинобитные технологии.

В поселениях культуры Эрлитоу занимались выращиванием риса, пшеницы, проса и дикой сои. Благодаря такому разнообразию люди лучше приспосабливались к изменениям климата, ведь при обилии осадков могли выращивать рис, а во время засухи — просо.

Местные металлурги в больших количествах изготавливали бронзовые изделия, хотя нет доказательств, что эту технологию они не позаимствовали у соседей.

Не все учёные согласны, что эти поселения подтверждают данные о первой династии Ся, поэтому первым государством, чьё существование доказано бесспорно, до сих пор считается Шан. Подробный рассказ и краткие сообщения о нём содержатся в различных исторических записках II—I вв. до нашей эры и подтверждаются находками и докладами современных археологов.

Государство Шан-Инь

Появляется оно на карте Китая примерно в середине II тыс. до н. э. к северу от Хуанхэ. В государстве Шан в больших количествах изготавливалось оружие и орудия труда из бронзы, но эта технология пришла сюда уже в готовом виде, как и искусство создания колесниц.

Государство Шан-Инь

На сотнях тысяч черепашьих панцирей обнаружены первые гадательные надписи, игравшие важнейшую роль в управлении государством.

Главой этого государства был ван, он же был главным жрецом. Сначала власть передавалась от брата к брату или от дяди к племяннику, но позже они ввели наследование по отцовской линии. Те же представители царской семьи, которые не наследовали трон, стали родоначальниками кланов.

В Шан-Инь была сословная иерархия, выделилась аристократия, чиновники и крестьяне. Основные занятия древнего Китая в то время — скотоводство и земледелие. Селяне выращивали:

  • ячмень;
  • пшеницу;
  • бобы;
  • просо;
  • коноплю.

Местные жители разводили овец, коз, коров, лошадей, гусей, кур и уток. В эпоху Шан освоили шелководство и производство шелковых тканей.

Эпоха Чжоу

Правители Шан царствовали в столице, а на периферии землями управляли выходцы из аристократии. Одним из таких пограничных княжеств было Чжоу. Со временем его представители усилились настолько, что вместе с другими кланами свергли шанских владык и установили свою власть.

Эпоха Чжоу

Их приход к власти датируется 1046 г. до н. э., а конец правлению положила династия Цинь только в 221 г. до н. э., поэтому эпоха Чжоу считается самой продолжительной в истории Китая.

Главным достижением Древнего Китая эпохи Чжоу стала письменность, которая началась со знаков, нацарапанных на гадальных костях. Старейшие из них были написаны где-то в XIII в. до н. э.

В этот период начинают изготавливаться орудия труда из железа, хотя в военном деле предпочтение по-прежнему отдаётся бронзе. Строятся новые каналы и захватываются новые территории.

Война всех против всех

Власть правителей Чжоу постепенно стала ослабевать. Причиной этому послужил новый принцип наследования земли. Теперь многие территории стали передаваться в собственность аристократам, многие из которых были родственниками или просто местными союзниками правящей династии. Такие земли со временем превратились в вотчину князей и мало контролировались центральным правительством.

Более того, правители провинций начинают объявлять себя ванами (царями) и отказываются подчиняться владыкам Чжоу. Усилившись, эти царства начинают враждовать и друг с другом.

Клан Цинь

Среди них особенно выделялся клан Цинь. Он правил на западных окраинах царства Чжоу и считался полуварварским. Местные князья должны были удерживать наступление кочевых племён, но в борьбе с ними циньцы переняли новые способы войны и железную дисциплину, а также освоили конницу, презираемую правителями срединных территорий.

В III в. до н. э. к власти в Цинь пришёл юный, но очень амбициозный Ин Чжэн. Едва достигнув совершеннолетия, он смог пресечь заговоры придворных и сосредоточить в своих руках полноту власти, присвоенную было опекунами.

После наведения порядка на своих землях он сосредоточился на соседних царствах. Одну за другой Ин Чжэн разгромил армии враждующих кланов и впервые в истории объединил все китайские земли под своей властью. Сейчас этого государя больше знают как императора Цинь Шихуанди.

Развитие философии и религии

В эпоху Чжоу в Древнем Китае зарождаются основные философские учения: конфуцианство, моизм, даосизм и легизм. Во многом содержание этих течений дополняли друг друга:

Философское учение даосизм

  • конфуцианство отвечало за обустройство общественных отношений на базе этических принципов (сыновья почтительность, чувства долга, благородство духа);
  • даосизм учил внутренней гармонии и гармонии с внешним миром путём духовного самосовершенствования;
  • моизм призывал к дисциплине, отказу от излишеств и роскоши, гуманному отношению ко всем людям;
  • легизм требовал жестокого наказания за любое, даже самое незначительное преступление, опирался на безоговорочное послушание и подчинение законам.

В это время в страну приникает буддизм и начинает строительство монастырей, ставших научно-культурными центрами Поднебесной и положившим начало традиционным китайским единоборствам. На какое-то время Китай становится региональным центром распространения буддизма, но в более позднее время тема ухода от семьи и государства в монастырь становится основанием для преследований буддистов.

Империя Цинь

Царствовал Цинь Шихуанди недолго, но его правление навсегда изменило Китай. В государстве устанавливалась строгая, практически военная дисциплина. У населения изымали любое оружие. Всех инакомыслящих отправляли на каторгу или казнили.

Император Цинь Шихуанди

В числе пострадавших от гонений оказались последователи Конфуция, поскольку сам Цинь Шихуанди, как и многие циньцы, был сторонником легизма, требовавшего строгой дисциплины и безоговорочного следования законам. Пострадали от гонений и многие учёные, к которым легисты традиционно относились с недоверием. Террор становится основной характеристикой политики императора в отношении своего населения.

Цинь Шихуанди извлёк урок из эпохи Сражающихся царств и переселил тысячи представителей знати в столицу, а все их земли поделил на провинции и назначил туда своих губернаторов.

При нём бурно развивается строительство. Сооружаются каналы, различные оборонительные проекты (например, Великая Китайская стена), дороги, дворцы и, конечно, гробница самого императора. При этом на стройках гибнут сотни тысяч людей.

Император ввёл единую денежную единицу и меру веса, единый стандарт колёс (в соответствии с утверждённой в государстве шириной дорог) и общий для всех свод законов.

Однако империя Цинь не просуществовала долго. Уже при его сыновьях и внуках она прекратила своё существование.

В рефератах на эту тему достаточно пересказать историю Древнего Китая кратко. Самое главное — упомянуть, что за многие тысячелетия здесь сменились десятки культур и династий. Все они оказали влияние на то, каким Китай стал сегодня, и сформировали неповторимый облик этой страны.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector