Главные особенности культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая История

Исследователи, специализирующиеся на культуре Древнего Китая, отмечают, что она возникла 5 тыс. лет назад в восточной части Азии и считается одной из самых древних в мире. Именно на территории Поднебесной появились такие религии, как даосизм и конфуцианство. В каждом регионе и провинции сложились свои обычаи и традиции, оказавшие влияние на возникновение философских школ, литературных течений и архитектурных стилей.

Общая характеристика высоких искусств

Ключевой особенностью культуры этой страны стало её разнообразие. Она подарила миру певучий язык со множеством диалектов, музыку, танцы, правила этикета, специфическую кухню, гениальные литературные произведения. Считается, что искусство Древнего Китая зародилось во времена правления императора Хуан-ди, который был одним из основоположников даосизма. Особенностью культуры этой страны стала её поразительная способность ассимилировать посторонние веяния для укрепления своего влияния на регион.

Религиозные течения

В первых сказаниях метафорически пересказывается история древней цивилизации. Бог Паньгу сотворил небесный свод и земную твердь, а богиня Нюйва населила землю людьми. Согласно поверьям, боги рассказали человечеству о свойствах лекарственных трав и подарили иероглифическую письменность.

Религия Буддизм

Буддизм оказал значительное влияние на китайскую культуру. Религиозные мотивы присутствуют в литературе, философии, медицине, правилах политического этикета. Нашли они своё отражение и в предметах материальной культуры (скульптуре, живописи, керамике).

Изначально китайская религия была нацелена на почитание высшего божества Шан-Ди во время правления династий Ся (2070−1600 д. н. э.) и Шан (1600−1046 д. н. э.), когда правители и прорицатели выполняли функции жрецов. В эпоху династии Чжоу (1050−771 д. н. э.) появились новые верования. Стали почитать небеса, появилась вера в существование духовного мира и зла, которое необходимо изгнать. Если кратко, это время характеризуется формированием фольклора, ритуалов предсказаний и богатой мифологии, элементы которой присутствуют в культуре и поныне.

Появившись в IV веке до нашей эры, даосизм стал религиозной и философской традицией, которая основывается на идее жизни в гармонии с Дао (кит. «путь»). Эта религия оказала значительное влияние на мировую культуру. Дао является источником и смыслом всего существующего. В отличие от конфуцианства, даосизм отходит от строгих ритуалов и идеи социального порядка. Для этики даосизма, в основу которого легли идеи Лао-цзы, главное правило жизни заключается в принципе «у-вэй», или «недеяния».

Если даосы говорили о необходимости спонтанности и сострадания, принципы конфуцианства легли в основу системы управления в Императорском Китае. Развитие конфуцианства связывают с появлением Тысячи школ мысли и наследием философа Конфуция (551−479 гг. д. н. э.). Для конфуцианства было важно следование традиции и соблюдение добродетели, а гармония в семье и послушание правителям были залогом соблюдения законов в обществе.

Чтобы вступить в ряды китайских чиновников, юношам необходимо было сдавать экзамен на знание главных конфуцианских текстов. В 1828 году был издан роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале», где высказывалась идея о том, что к сдаче экзаменов должны допускаться все желающие. В 1853 году экзамены кэцзюй впервые в истории разрешили сдавать женщинам.

Литературный канон

Писатели и поэты Поднебесной внесли значительный вклад в сокровищницу мировых шедевров. Помимо богатой поэтической традиции, здесь сформировался канон текстов, которые должен был прочитать каждый образованный китаец. В него входили 4 классических романа:

У Чэнъэня — фантастическая история о путешествии царя обезьян Сунь Укуна

  1. «Путешествие на Запад» (прибл. 1590) У Чэнъэня — фантастическая история о путешествии царя обезьян Сунь Укуна, буддистского монаха и их спутников в Индию за древними сутрами;
  2. «Речные заводи» Ши Найан я (XIV в.) — истории о героических воинах, которые вынуждены противостоять сильным мира сего и оказываются вне закона;
  3. «Сон в красном тереме» Цао Сюэ Цинь (1763−1791) — история трагической любви на фоне грандиозных исторических потрясений;
  4. «Троецарствие» Лоу Гуань Чжун (XIV в.) — роман о борьбе за справедливость и преданности идеалам, действие которого разворачивается в смутную эпоху междоусобных войн.

Многие персонажи литературы Китая, к примеру, Царь обезьян, стали популярны на Западе из-за многочисленных экранизаций. Одним из самых почитаемых легендарных героев страны считается Гуань Юй из «Троецарствия», который стал символом храброго воина.

Ни один доклад о поэтической традиции Поднебесной не обойдётся без упоминания мастеров слова, которые придумали новые стихотворные формы. Первые стихи, дошедшие до наших дней, датируются XI—VI вв. до н. э. Поэзию принято разделять на три основных периода:

Поэзия Древнего Китая

  1. Ранний (появление антологий Ши-Цзин и Чу цы, в которые вошли народные песни и лирические стихотворения Цюй Юаня и Сун Юя).
  2. Классический (его самыми известными представителями стали Ли Бо, Ду Фу, Ли Хоучжу, Су Ши).
  3. Современный (поэты-романтики Сюй Чжи-мо, Го Можо и Вэнь Идо; поэты «Туманной школы» Шу Тин, Бэй Дао, Ян Лянь, Хай Цзы).

Основателем современной литературы в Китае считается писатель Лу Синь. Одним из выдающихся достижений страны стало то, что её писатели дважды становились лауреатами Нобелевской премии. В 2000 году её получил Гао Синцзянь, а в 2012 — Мо Янь.

Развитие живописи и каллиграфии

Национальная манера живописи получила название «гохуа». При дворе этим искусством занимались не живописцы, как в европейских странах, а представители высших классов общества — аристократы и чиновники. Картины больше напоминали свитки, ими украшали стены комнат.

Изначально для создания художественных произведений использовали краску чёрного цвета и шерстяные кисточки. Живописцы создавали лирические пейзажи, детально прорисовывая все элементы на бумаге или шёлковой ткани и сопровождая их стихотворными строчками. В истории этого вида искусства выделяют несколько этапов:

Ранние художники рисовали «шаньшуй»

  • ранние художники рисовали «шаньшуй» (горы и воду), чтобы передать благоговение, которое охватывает каждого, кто созерцает прекрасные пейзажи;
  • в эпоху династии Сун появилась новая техника, позволяющая изображать предметы, которые находятся на расстоянии, слегка размытыми, тем самым придавая картинам глубину;
  • живопись династии Мин (1368 — 1644) отличалась большой детализацией, картины художников школы У Син рассказывали целые истории, повествуя о средневековой жизни при дворе, народных праздниках, изображая необычные природные явления с помощью ярких цветов;
  • в ХХ веке художники открыли для себя соцреализм и стали изображать сцены из жизни простого народа и вождей.

Каллиграфию китайцы ставили выше живописи, поэтому зачастую картины становились простым фоном для изящно написанного стихотворения. Первые иероглифы датируются эпохой династии Шан (XVI−XI вв. д. н. э.). Чтобы написать простое сообщение, аристократы при дворе использовали Четыре сокровища кабинета, или четыре инструмента для письма. Правильный выбор бумаги, кисти, палочки и чернильного камня позволял каллиграфу достигнуть вершин этого искусства. Каллиграфия подарила Поднебесной настоящих мастеров, которые создали собственные манеры письма.

Скульптура, архитектура и прикладные искусства

Памятники у гробницы генерала Хо Цюбина

В Китае сложилась собственная культурная традиция в сфере скульптуры. Первые скульптурные изображения использовались для украшения мест погребений. В период династии Хан стали создавать барельефы, а при правителях Шань мастера научились делать статуэтки для захоронений. Эпоха Воюющих царств ознаменовалась появлением первых больших скульптур, самыми известными из которых стали памятники у гробницы генерала Хо Цюбина. С 366 года на территории страны стали появляться каменные изваяния Будды, а в 1038 был построен грандиозный монастырь Сяхуаянь с цветными изваяниями.

В эпоху династии Тан другие страны региона стали обращать внимание на архитектурные проекты Поднебесной, копируя их внешний вид. Традиционные здания были одно-, двух- и трёхэтажными. Архитекторы создавали уютные внутренние дворики и галереи, по которым можно было переходить из одного здания в другое. Конструкции возводились из дерева. Крыши с поднятыми уголками украшали храмы, дворцы и особняки богатых сановников.

Одним из самых узнаваемых артефактов культуры страны стал знаменитый китайский фарфор, который начали изготавливать во времена правления монгольской династии Юань (1271—1368). Своего расцвета это искусство достигло при династии Мин, когда стала применяться методика синей росписи, а сами фарфоровые изделия начали покрывать глазурью.

В XVI веке португальские и голландские купцы привезли этот фарфор в Европу, где его стали коллекционировать императоры и представители высших слоёв общества.

Музыка и театр

Песни и оды легли в основу первых литературных произведений. Знаменитая антология «Ши-цзин» была сборником песен, исполняемых музыкантами из народа. Первые исполнители использовали инструменты из дерева и бамбука. В классической гамме было 5 тонов, но в более сложных произведениях также использовались гаммы из 7 и 12 тонов.

В эпоху Тан зародился классический театр сицюй

В эпоху Тан зародился классический театр сицюй, соединяющий в себе элементы танца, пения и театра. Кульминацией этого театрального искусства стало появление Пекинской оперы цзинцзюй, возникшей в конце XVIII века. Представление на сцене сочетало в себе пантомиму, акробатику, танцы и исполнение оперных арий. В 2010 году в ЮНЕСКО признали этот оперный жанр частью всемирного наследия.

Культура Китая, история которой исчисляется тысячелетиями, по сей день не теряет своей уникальности и глубины, а произведения искусства находят отклик в душах людей во всём мире.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector