Краткое содержание повести Толстого «Хаджи-Мурат»

Повесть Толстого «Хаджи-Мурат» Краткие содержания

Повесть Льва Толстова посвящена легендарной личности, жившей в 1818—1856 годах, — наибу имама Шамиля. Точная дата его рождения неизвестна, но приблизительно она совпадает с началом русско-кавказской войны. Юность героя книги пришлась на период борьбы имамов против войск неприятеля. Можно ознакомиться с кратким содержанием «Хаджи-Мурата», чтобы окунуться в эту историческую эпоху.

Краткое содержание

В начале повести Толстой вспоминает встречу с жизнелюбивым репеем, благодаря которой возникла мысль написать знаменитую книгу.

Начало действия имеет точную дату: 1851 год. Поссорившись с Шамилем, наиб имама бежит в Чечню. Он находит приют в ауле Махкет, доме местного жителя Садо. Этот человек рискует жизнью, так как Шамиль приказал поймать мятежника. Тем самым автор повести показывает благородство Садо. Посоветовавшись между собой, приезжий и хозяин решили послать парламентера к русским, чтобы заключить с ними союз против ставшего ненавистным Шамиля.

В Воздвиженской крепости, куда добирается посланник главного героя, находится руководитель Куринского полка князь С. М. Воронцов вместе с женой. По местным меркам они живут роскошно. Но супруги так не считают.

В это время жители аула, где скрывается наиб, решили его арестовать. Ему удается уйти от погони и спрятаться в лесу. Здесь он узнает, что русские приняли его предложение о союзе против Шамиля.

Попадание в крепость

Младший Воронцов приглашает Хаджи-Мурата в крепость

Младший Воронцов приглашает Хаджи-Мурата в крепость. Его принимают тепло и радушно. Русские увидели перед собой не угрюмого и злобного дикаря, а открытого человека с искренней улыбкой. Но все же встреча не рассеяла подозрительности с обеих сторон.

На следующий день мужчину принимает главнокомандующий русскими войсками М. С. Воронцов. Толстой изображает его:

  • умным человеком;
  • образованным царедворцем;
  • субъектом, умеющим себя вести как с подчиненными, так и с вышестоящими лицами.

Внешне их общение выглядело любезным и дружественным, но за этим скрывалось взаимное недоверие. Наиб изложил Воронцову условие своей службы русскому царю: его семья, находящаяся в руках Шамиля, должна быть освобождена. Воронцов обещал сделать все возможное, а пока предложил гостью оставаться в Тифлисе.

В городе мужчина посещает различные светские мероприятия, все больше не принимая душою обычаи и нравы русских. А в это время войска под командованием Воронцова совершили набег на Чечню. Там русские солдаты устроили кровавую резню, ничем не спровоцированную. Был уничтожен аул Махкет. Повинуясь какому-то звериному инстинкту, солдаты разрушили:

  • мечеть;
  • фонтан;
  • сады;
  • улья.

Войска под командованием Воронцова совершили набег на Чечню

Больше всех пострадал Садо, у которого убили сына. Видя такое варварство, чеченцы испытывают к русским не столько ненависть, сколько отвращение и желание убивать. Естественно, после разорения жители аула решают обратиться за помощью к Шамилю.

В этом набеге участвовал молодой офицер Бутлер, с которым по приезде в крепость Грозную подружился Хаджи-Мурат. Но особенно запала в горскую душу подруга начальника укрепленного места — красавица Марья Дмитриевна. Перевели героя повести в эту крепость для того, чтобы он через разведчиков мог общаться с горцами.

Осознание совершенной ошибки

Главный герой, как обещал, служит русскому царю, получает жалование, но его просьба об освобождении семьи остается невыполненной. Между тем его близкие находятся под стражей в ауле Ведено и ждут приговора Шамиля. Переговоры о выкупе семьи, которые ведет герой, находясь в крепости Грозная, не дают результата. Он возвращается в Тифлис и ежедневно просит Воронцова помочь ему.

Видя, что мольбы не имеют никакого воздействия, он перебирается в маленький город Нуху, думая хитростью или с боем освободить семью из плена. Однако ничего не получается. Он делает трагический для себя вывод: его переход на сторону русских был страшной ошибкой.

Герой в сопровождении конвоя казаков совершал прогулки

Вместе с верными ему людьми он решает ворваться в Ведено, чтобы «умереть или спасти семью». Нельзя не восхищаться преданностью героя повести родным людям, его беззаветной любовью к ним.

По разрешению военного начальства города Нухи герой в сопровождении конвоя казаков совершал конные прогулки по окрестностям. Так было и в тот день, когда, перебив стражников, герой и его сподвижники попытались бежать. Но смельчаки не смогли уйти от погони. Мужчина был смертельно ранен.

Сцена его гибели закольцовывается с прологом. Когда преследователи решили, что с главным героем покончено, «то, что казалось мертвым телом, вдруг зашевелилось». Разъяренные казаки набрасываются на него, уродуют и отсекают голову. Этот «трофей» возят по аулам для устрашения местного населения и по русским крепостям для бахвальства. Его доставляют в Грозную.

Толстой с такой точностью и жуткими подробностями описывает изуродованную ударом шашки голову, что у читателей появляется чувство отвращения и не остается сомнений в пацифистском настрое писателя.

Дальнейшие события

Но и этого Толстому мало. Потрясенная увиденным, Марья Дмитриевна называет людей, убивших и не похоронивших тело ее не недавнего квартиранта, «живорезами», еще больше усиливая антивоенный пафос повести.

В образе героя Толстой показал стальной характер, несгибаемую силу воли, неугасаемое желание любой ценой достичь поставленной цели. Писатель, увлеченный героем, фиксирует тот неудобный для себя факт, что руки наиба тоже по локоть в крови. Ради освобождения семьи он хладнокровно лишает жизни других людей, у которых тоже есть родные.

Похоже, для Толстого его герой сродни партизану Денису Давыдову из «Войны и мира». Персонаж повести — жертва жизненных обстоятельств, вынужденный податься в бега. Эта причина вызывает симпатию у писателя. Толстой, идя вразрез своей теории непротивления злу насилием, вынужден признать неизбежность жестокости, которую проявляет главный персонаж в финале повествования.

Хаджи Мурат

В то время Аварское ханство, где родился и жил мужчина, соблюдало политику нейтралитета. Благодаря коварству имаму Гамзат-беку удалось убить аварских ханов и воцариться в их государстве. Однако вскоре сам Гамзат-бек был погублен заговорщиками, среди которых находился аварский вождь. После этого он становится посредником между русскими войсками и местными жителями. Через некоторое время его несправедливо обвинили в тайной связи с Шамилем и арестовали. Но он бежал и примкнул к имаму, став начальником всех аварских селений.

Наиб играет огромную роль в сражениях того времени, становится душою борьбы горцев за свою независимость. Естественно, как у всякого незаурядного человека, у него появились завистники и враги в окружении Шамиля. Их усилия не пропали даром. Отношения между главным персонажем и имамом ухудшились, особенно после нескольких поражений военачальника.

Опасаясь за свою жизнь, наиб предлагает русским властям союз, надеясь, что они спасут его семью из плена Шамиля. Но русские не собирались этого делать. Герой нужен им лишь для привлечения горцев на свою сторону. Поняв суть происходящего, он попытался бежать и был убит.

Таков пересказ произведения для читательского дневника. Он позволяет лучше вникнуть в основной смысл книги. Однако желающие могут читать повесть «Хаджи-Мурат» по главам полностью.

История создания

Лев Николаевич сам служил на Кавказе, участвовал в стычках с горскими отрядами Шамиля. В его дневниках и письмах много раз возникает имя Хаджи-Мурата. Позднее он прочитал серию книг под общим названием «Сборник сведений о кавказских горцах».

Лев Николаевич сам служил на Кавказе

В июле 1896 года писатель бродил по лугам и наткнулся на искореженный и наполовину сломанный репей. Своей стойкостью, несгибаемостью и тягой к жизни он напомнил ему Хаджи-Мурата. Работа над повестью длилась много лет. Автор изучил большое количество источников про наиба имама и кавказскую войну. Не обошел он вниманием и литературу о Николае I, фрагмент о котором решил вставить в повествование. Работа над произведением была завершена в декабре 1904 г.

По желанию Толстого повесть была опубликована посмертно в 1912 г. с цензурными изъятиями. Лишь в 1917 г. книга вышла в свет полностью.

Эпичность в повести

Толстой не был бы автором грандиозной эпопеи, если бы он ограничился «камерным» рассказом о нескольких месяцах жизни полевого, говоря современным языком, командира. В повесть органично вплетена яркая картина народной и государственной жизни. Здесь есть боевые столкновения, светские балы, солдаты и вожди, русские и горцы.

Император российский Николай I и горский имам Шамиль

Для Толстого война неприемлема как явление. Ему жалко простых людей, втянутых в кровавую бойню. Зло исходит от инициаторов этой ужасной войны — императора российского Николая I и горского имама Шамиля. Оба они глубоко чужды Толстому. Он верит в способность простых людей обойтись без войны.

Настроения и мысли обыкновенных людей ярко показаны на примере судьбы семьи солдата Авдеева. Для старика быть хлеборобом лучше, чем воевать. По этой причине он тяжело переживает, что сына забрали в армию. Война разрушает семью, хотя та живет в глубинке России. Военный погибает, его жена вскоре стала «брюхата от поручика», старший брат пьянствует, а родители тоскуют о сыне. Горе, разорение, утраты приносит война и горцам (уничтожение аула Махкет, убийство отпрыска Садо).

Толстовский вывод однозначен: глубинная правда жизни не за вдохновителями войны. Рассматриваемая повесть — одно из его последних произведений, итог его многолетних раздумий о свободе и силах, ее подавляющих. Писатель подвергает беспощадному разоблачению высших вдохновителей и организаторов войны как с русской, так и с кавказской стороны.

Характеристика главных героев

В повести присутствует ряд основных и второстепенных действующих лиц. Каждый из них играет свою особую роль в истории. Главные герои следующие:

  • Хаджи-Мурат — аварский вождь, полевой командир отрядов имама Шамиля, его правая рука;
  • М.С. Воронцов — князь, наместник на Кавказе, главнокомандующий русскими войсками;
  • Шамиль — имам, духовный и военный лидер сопротивления горцев;
  • Николай I — российский император.

Хаджи-Мурат — человек внушительного вида

Хаджи-Мурат — человек внушительного вида «на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии». Это важная деталь для понимания образа легендарного горца. Она означает, что человек совершил хадж (паломничество) в Мекку — священное для мусульман место. Герой обладает стальным характером, неукротимой силой воли, неугасимым желанием достичь поставленной цели. Он безгранично предан своей семье, ради освобождения которой предпринимает отчаянный побег от русских и погибает.

М. С. Воронцов — сын российского дипломата, воспитан в Англии, образован, честолюбив, властолюбив, тертый царедворец. Он имел все высшие чины и ордена, считался искусным военным и даже победителем Наполеона под Краоном. Ему больше 70 лет, но он бодрый, обладает острым умом. У него «лисье бритое лицо».

Николай I уверен в своей особой роли в России и Европе. Он как должное воспринимает лесть и раболепие людей, в которых вселяет ужас. У него белое длинное лицо с огромным покатым лбом.

Шамиль умеет производить впечатление на народ. Он выглядит величественно и просто. Его «бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо с постоянно сощуренными маленькими глазами было как каменное, совершенно неподвижно».

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector