В 1872 г. Иван Сергеевич Тургенев написал повесть о помещике, который бездарно растратил молодые годы. Создание произведения совпало с периодом зрелости писателя, поэтому история получилась реалистичной и наполненной глубоким смыслом. Прочитав «Вешние воды» в кратком содержании, ученики смогут хорошо подготовиться к уроку литературы и составить план для читательского дневника.
Характеристика героев
Система образов представлена главными и второстепенными персонажами. В произведении 3 основных действующих лица. Краткая характеристика героев «Вешних вод»:
- Полозова Марья Николаевна. Порочная, безвольная женщина, эгоистка, идущая на поводу у своих желаний.
- Джемма Розелли. Молодая красивая итальянка, которую полюбил Дмитрий Павлович. У девушки не только колоритная внешность, но и хороший характер.
- Дмитрий Павлович Санин. Помещик, полюбивший Джемму. Обладает мягким характером и слабой волей, при этом он честен и благороден.
Второстепенные герои — это семейство Джеммы и друзья Санина. Краткие характеристики этих действующих лиц:
- Ипполит Полозов. Муж Марьи Николаевны, слабовольный человек, во всём потакающий жене. Друг детства Дмитрия Санина.
- Донгоф. Человек, с которым после дуэли подружился Дмитрий Павлович.
- Карл Клюбер. Юноша, с которым помолвлена Джемма. Немец, состоятельный человек.
- Леноре Розелли. Добрая и практичная женщина, вдова, мать Джеммы.
- Эмилио Розелли. Подросток с пылким характером, благородный юноша, брат Джеммы.
- Панталеоне. Слуга в доме Розелли, работающий в этой семье много лет.
Краткий пересказ произведения
Однажды Дмитрий Санин, которому пошёл уже 52 год, перебирал письма, скопившиеся в столе за много лет. Он увидел футляр и решил посмотреть, что в нём. Внутри оказался гранатовый крестик. Это заставило помещика вскрикнуть, после чего он отдался воспоминаниям.
Знакомство Санина с семьёй Розелли
Первая глава начинается с того, что молодой Санин возвращался из Италии. В то время помещику пошёл 22 год. Напоследок юноша решил провести один день во Франкфурте. Сначала он просто гулял по улочкам, потом увидел кондитерскую и вошёл в ней. Всё это происходило в 1840 году.
В то время, когда он находился в заведении, забежала девушка, которой на вид было около 19 лет. Она схватила Дмитрия за руку и стала умолять идти с ней. Помещик не успел понять, хочет ли он этого, но красавица была так настойчива, что он повиновался. Девушка умоляла о помощи, и вскоре мужчина увидел, в чём дело. В другом помещении на диване лежал подросток. Очевидно, это был брат девицы, которому стало плохо. Вот как описывает автор внешний вид несчастного:
- весь белый, с желтоватыми отливами;
- закрытые глаза;
- «словно окаменелый лоб», на который пятном падала тень от густых волос;
- неподвижные тонкие брови;
- стиснутые зубы, виднеющиеся из-под посиневших губ.
Шею мальчика сдавливал тесный галстук, при этом несчастный был плотно застёгнут. Санин начал оказывать подростку первую помощь, растирая руками грудь. Девушка металась и причитала, говоря, что её брат умрёт. Через некоторое время появилась мать красавицы, а вместе с ней пришёл доктор. Дмитрий понял, что теперь он лишний, и решил удалиться, а напоследок девушка сказала, чтобы через час он пришёл к ним угоститься шоколадом.
В назначенное время Санин вновь появился в заведении. Семейство встретило его, как родного. Брату девушки было уже лучше, он имел «почти праздничный» вид и выглядел весёлым. Доктор предупредил, что подростку нельзя волноваться, поскольку у него «нервический» темперамент и есть склонность к сердечным заболеваниям. Санин познакомился со всеми присутствующими. Всего в кондитерской было четыре персоны:
- вдова Леноре;
- старый слуга Панталеоне;
- Эмилио и Джемма — дети Эмилии.
Санин немного рассказал о России, причём его повествование удивило госпожу. Она полагала, что в стране царит вечный холод, и люди там всегда ходят в шубах. Потом гость спел несколько народных песен и романсов. Дамы стали упрашивать Панталеоне, который в молодости был оперным певцом, тоже исполнить что-нибудь. Старик послушался и порадовал публику. Женщины тоже исполнили несколько произведений, а госпожа Леноре играла на фортепиано.
Недостойное поведение Клюбера
Общение увлекло Санина, он почувствовал себя, как дома, и забыл, что в этот вечер должен был уехать. Мужчина огорчился, так как места в дилижансе были оплачены заранее. Джемма рассмеялась, а потом сказала, что они постараются его утешить. Семейство пригласило гостя и на следующий день. Санин решил задержаться в Италии ещё на несколько дней, хотя не понимал зачем.
На следующий день за Дмитрием пришли Эмилио и Карл Клюбер — жених Джеммы. В это время Санин ещё не оделся, и молодые люди ждали, пока он закончит туалет. Герр Клюбер отрекомендовался и ушёл, а Эмиль остался стоять у окна. Он рассказал Санину, что мечтает о карьере артиста, а мать хочет, чтобы её сын стал купцом. Беседуя с Дмитрием, Эмилио рассказал много подробностей о своей семье и даже о собаке по кличке Тарталья.
Весь день Дмитрий был в гостях у Розелли. Он пытался поговорить с Леноре о карьере её сына, но та и слушать не хотела. Она считала, что ради театра нельзя жертвовать «обеспеченной будущностью». Джемма поддержала мать. По её словам, отказаться от сытой жизни можно только ради освобождения Италии. Мать упрекнула девушку в республиканских взглядах и попросила не сбивать с толку брата. Беседа так утомила фрау Леноре, что у неё заболела голова.
На следующий день Клюбер и Эмилио зашли к Санину. Предстояла прогулка в карете, однако госпожа Розелли в этот день осталась дома. Джемму она отпустила и даже разрешила взять с собой Тарталью. Женщине хотелось остаться одной, и она бы выпроводила даже Панталеоне, да только тогда будет некому торговать.
Когда компания обедала в трактире, наглый офицер стал делать Джемме недвусмысленные намёки. Она была разгневана, а жених повёл себя странно. Он потребовал у кельнера расчёт и быстро увёл девушку, а в это время Санин объяснялся с наглецом. Сошлись на том, что завтра офицер явится к Дмитрию на квартиру.
Клюбер сделал вид, что не заметил всего этого. Всю дорогу он понукал лошадь и разглагольствовал о дурных нравах, а остальные молчали. Эмилио был восхищён благородством русского друга, его щёки пылали, и юноше хотелось прямо сейчас расправиться с наглыми офицерами.
Дуэль и признание
На следующий день состоялась дуэль. Санин попросил Панталеоне, чтобы тот был секундантом. Старика очень тронуло, что ему оказали такую честь. Накануне вечером Джемма, которая узнала о предстоящей дуэли, подарила Дмитрию цветок розы. Эмилио тоже знал о том, что состоится поединок, и восхищённо смотрел на Санина.
Помещик попросил Панталеоне, чтобы тот в случае его гибели вернул юной итальянке подаренную розу. Однако всё закончилось благополучно. Санин стрелял первым и не попал. Потом пришла очередь барона. Он тоже промахнулся, но сделал это специально. После поединка молодые люди помирились. Офицер признал, что вёл себя недостойно, а потом он и Санин обменялись рукопожатием. С этого момента между ними установились приятельские отношения.
Джемма, потрясённая равнодушием Карла Клюбера, решила разорвать помолвку. На следующее утро в гостиницу к Дмитрию пришла фрау Леноре. Она попросила повлиять на девушку, ведь немец был состоятельным, а без него семье грозила нищета. Санин увиделся с Джеммой в прекрасном саду, принадлежавшем семье Розелли, и передал просьбу госпожи, но попросил девушку подумать до вечера.
После беседы юноша вернулся в свой номер и написал девушке письмо, в котором рассказал о своих чувствах. Следующий день он провёл с Эмилио, гуляя по городу, а вечером юноша отнёс послание Джемме и вернулся с ответом. В записке от девушки не было ничего определённого: красавица попросила не приходить к ним некоторое время и пообещала, что потом всё будет решено.
На следующий день Санин снова гулял по окрестностям с Эмилио, а вечером, вернувшись в гостиницу, нашёл записку. Джемма приглашала его на свидание в один из тех садов, что окружали Франкфурт. Встретившись, они решили рассказать госпоже Леноре о своих чувствах и попросить благословения.
Чтобы помочь семье поправить материальное положение, Санин решил продать имение, а Джемма в знак своей любви подарила ему гранатовый крестик.
Увлечение Полозовой
Дмитрий встретился с другом детства Полозовым, жена которого была очень богата. Представлялся случай выгодно продать имение. Санин попрощался с Джеммой и отправился в Висбаден, где жила Марья Николаевна Полозова. Женщина встретила его гостеприимно и предложила остаться на пару дней, при этом она держалась довольно развязно.
Санин не знал, что Марья Николаевна заключила с мужем пари. Она решила соблазнить Дмитрия и была уверена, что ей хватит для этого двух дней. Сначала Полозова пригласила мужчину в театр, потом — на конную прогулку. Когда они катались верхом, пошёл дождь, и парочка спряталась в сторожке. Так Марьяна выиграла пари. Насладившись победой, она дала понять, что Санин, который теперь готов был следовать за красавицей куда угодно, её больше не интересует.
Прошло некоторое время, и Полозова окончательно разорвала отношения с любовником. Санин не вернулся к Джемме, а поехал на родину. Теперь ему было одиноко и тоскливо. Прошло много лет. Дмитрий Павлович, который теперь был зрелым человеком, поехал в Италию. Оказавшись во Франкфурте, он не нашёл кондитерской Розелли. Санин встретился с бароном Донгофом, и тот рассказал о судьбе семейства.
Финал истории
Джемму взял в жёны богатый американец, и теперь она жила в Нью-Йорке. Дмитрий решил ей написать, и вскоре бывшая возлюбленная ответила. Она просто и ласково рассказала о себе. У Джеммы было пятеро детей: 4 мальчика и девочка. Посмотрев на фото восемнадцатилетней Марианны, помещик обомлел: девушка была копией Джеммы.
Вот какой была судьба остальных членов семьи и старого слуги:
- Панталеоне умер ещё раньше, чем Джемма уехала в Америку;
- Леноре Розелли умерла, когда семья жила в Америке;
- Эмилио вступил в армию Гарибальди и погиб в сражении.
Узнав всё это, Санин решил отправить гранатовый крестик дочери Джеммы — Марианне. Затем он вернулся в Петербург и начал распродавать недвижимость. Ходили слухи, будто мужчина хочет уехать в Америку.
Так заканчивается повесть Тургенева «Вешние воды», рассказывающая о человеческих пороках и добродетелях, о благородстве и слабоволии, о героизме и эгоизме. Писатель показал интеллигентных людей знатного происхождения, которые имели хорошее воспитание, но не обладали достаточной твёрдостью, поэтому невольно причиняли страдания близким.