Среди сказок русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина особый интерес вызывает «Дикий помещик». Краткое содержание произведения будет полезно учащимся седьмого класса. Эта поучительная история рассказывает о глупом барине, который решил избавиться от собственных крестьян, но не смог жить без них.
Начало истории
В одном поместье жил зажиточный помещик Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было все, что душа поживает, вот только ума не было. И вот однажды он просит у Бога, чтобы тот избавил его от крестьян, так как слишком много их развелось на его землях. Господь лишь посмеялся над его глупым желанием и не исполнил его.
После прочтения газеты «Весть» помещик внял совету «Старайся!», который рекомендовал обложить крепостной народ штрафами и поборами. Жизнь простых людей ухудшилась настолько, что уже они стали просить Господа смилостивиться над ними и забрать к себе. Тот внял их молитвам, на землю опустился сильный вихрь, унесший всех мужиков.
Барин обрадовался сначала этому приятному событию, ему даже дышать стало легче без холопского духа. Но чуть позже помещику взгрустнулось. Он решил позвать к себе в имение труппу театра. По его приглашению прибыл известный артист Садовский в окружении красивых актрис.
Но сцену для выступления установить некому: Урус-Кучум-Кильдибаев рассказал артистам, как избавился от надоедливых мужиков. Те посмотрели на него, а потом обозвали глупцом, каких свет не видывал, погрузились в повозки и уехали.
Тогда барин позвал генералов, которые любили перекинуться у него в картишки и хорошенько закусить. Но на этот раз угощений за столом хозяина не было, ведь приготовить разносолы было некому. Со злостью и обидой ушли старые друзья помещика, а на пороге обернулись, покрутили у виска, намекая на недалекий ум, и разъехались по домам.
Кильдибаев по привычке стал звать слугу Сеньку, но на крик его никто не ответил.
Тогда он стал искать себе занятие:
- гулял по поместью;
- разглядывал богатство;
- перебирал вещи в доме.
Ему становилось все тоскливее, он стал мечтать, чтобы хоть кто-то его навестил. Но товарищи уже прознали про его глупость, поэтому наотрез ехать к нему отказывались.
Развитие событий
Вскоре в имение заявился исправник. Увидев осиротевший дом без слуг, поля без пахарей, он поинтересовался, кто отныне будет платить налоги? Но барин категорически отказался пополнять казну. Служащий пояснил, что без монополии на соль и вино государство развалится, а на рынке уже продуктов найти нельзя. Он назвал хозяина дураком и уехал.
Помещик огорчился, услышав в очередной раз обидное слово в свой адрес, и разложил гранпасьянс. Карты ответили ему, что он неглуп. Тогда персонаж успокоился и принялся мечтать о машине, которую без помощи мужика закажет из Англии, а также о том, как в его парке вырастет плодовый сад всем на загляденье. Мечтая, вместо нормальной пищи он ел леденцы и пряники.
Герой категорически отказывался отступать от задуманного. Через какое-то время он совсем одичал:
- сильно оброс волосами и отрастил длинные ногти;
- перестал говорить, а лишь издавал непонятное мычание;
- передвигался исключительно на четвереньках;
- ловил зайцев и съедал их прямо со шкуркой.
Кроме того, он завел дружбу с медведем, однако и тот видел в нем лишь глупца. Но и при таком положении помещик не хотел изменять своим принципам и продолжал твердить, что мужики ему не нужны.
Вскоре о диком барине узнало губернское начальство, оно отправило к нему новых мужиков. Крестьяне быстро принялись за дело, сразу на рынке появились продукты, в казну стали поступать деньги. Удалось поймать и одичавшего помещика, провести с ним воспитательную беседу. Его хорошенько помыли, постригли.
Газету «Весть» у барина отобрали и запретили выдавать. Строго-настрого приказали вернувшемуся слуге Сеньке следить за хозяином. С тех самых пор Кильдибаев стригся и мылся по принуждению. Но иногда мужики слышали, как он мычал, вспоминая свою прошлую счастливую дикую жизнь.
Основная мысль
Произведение «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Автор выбрал едко-сатирический жанр сказки, а не добродушно-наставительный, как было принято в литературе. Писатель жестко высмеял главные пороки социального строя, свойственные царской России. В тексте можно заметить ряд фольклорных элементов:
- сказочный зачин;
- фанатичность;
- гиперболу.
Салтыков-Щедрин относился к числу тех людей, кто не признавал крепостного строя и был его ярым противником. Он на наглядном примере показывает своим читателям, какую значимость имели простые крестьяне. Путем угнетения и подавления народа государство само роет себе могилу.
Ни одна страна не сможет выжить без крепкой силы рабочих, а знатные люди достаточно быстро одичают без своих слуг и помощников. Главная мысль заключается в том, что рабочая часть населения является движущей силой любой державы.
Объем сатирической сказки небольшой, поэтому ее можно прочитать полностью. Произведение включено в школьную программу, в процессе его изучения делается пересказ сюжета, заполняется читательский дневник, ученики кратко описывают главных героев.