Анализ произведения Антона Чехова «Дама с собачкой»

История создания, проблематика, композиция Сочинения

В 90-е годы в России, где были еще сильны патриархальные традиции, браки по большей части заключались по «разумному расчету», в итоге мужей и жен тяготили такие семейные узы, супруги часто изменяли друг другу. Именно об этом рассказ «Дама с собачкой». Анализ произведения Чехова поможет учащимся подготовиться к уроку литературы и написать сочинение по образу Гурова.

История создания, проблематика, композиция

История создания рассказа Чехова «Дама с собачкой» и связь его с другими произведениями — это сложное сочетание. Большинство исследователей творчества Чехова усматривают здесь знакомство писателя с О. Л. Книппер (В. Л. Смит, Г. П. Бердников). Частенько данное сочинение сравнивается с произведениями Толстого и Пушкина:

  • с «Анной Карениной» (Б. С. Мейлах; Н. И. Пруцков);
  • «Крейцеровой сонатой» (П. Н. Долженков);
  • романом Пушкина «Евгений Онегин» (С. Карлинский).

План начальной редакции рассказа был создан еще в 1897 году, на следующий год произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль» и вызвало много горячих отзывов у читателей и представителей литературной критики. Что касается жанра, то литературоведы называют его чаще рассказом, реже — повестью. Правы те, кто относит его к рассказу.

Содержание несколько маловато для повести: одна главная тема, единственная сюжетная линия и героев мало.

Краткое содержание

По направлению рассказ реалистический: герои живут в реальном мире, с ними происходят типические события при типических обстоятельствах. Некоторые критики, в том числе писатель Владимир Набоков, упрекали автора в несобранной, хаотичной композиции: отсутствует единая традиционная структура, отчего неясно, где в произведении кульминационный момент, и с чем герои подошли к финалу. Однако подобное построение можно считать новаторством, а не ошибкой писателя, так как реальную жизнь невозможно подстроить под какие-то законы.

Якобы кажущаяся неоконченность любовной истории говорит о растерянности героев, которые не знают, что ожидает их в будущем. Описывая, казалось бы, обыкновенный курортный роман, Чехов ставит очень важные и нужные проблемы:

  • нравственные отношения между влюбленными;
  • проблема равнодушия и эгоизма со стороны мужчины:
  • компенсация свободы в несчастливом браке и др.

Смысл чеховского произведения состоит в том, что обществу давно пора пересмотреть привычные для всех запреты и правила морали, и брак, основанный на лицемерии и лжи, не должен существовать, только любовь может оправдать брачный союз мужчины и женщины.

Основную мысль рассказа автор выражает в том, что любовь делает человека по-настоящему свободным и дает ему внутреннюю силу, раскрепощая его и превращая в личность. Только полюбив по-настоящему Анну Сергеевну, Гуров осознал, как пошло и безнравственно он жил, следуя правилам своего окружения, понял, как нужна ему эта любовь.

Краткое содержание

Дама с собачкой анализ

Если кратко, то история начинается с того, как житель Москвы Дмитрий Дмитриевич Гуров, мужчина лет сорока, вот уже две недели отдыхает в Ялте и раздумывает, как бы повеселее провести оставшееся время. Недавно он узнал, что на отдыхе появилось новое женское лицо — блондинка со шпицем. Бывалый столичный ловелас, не пропускающий ни одной красивой девушки, решает с ней поразвлечься. В столице у него семья: нелюбимая жена и трое детей.

В его внешности было «что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин», и редкая из них могла не оказать ему внимания. Он же презирал их, считая «низшей расой», но обходиться без них не мог и все время искал новых увлечений. Впервые он увидел Анну Сергеевну на набережной: «невысокого роста блондинка в берете; за нею бежал белый шпиц». Все называли ее не иначе как «дамой с собачкой». Решив завести очередной роман, Гуров знакомится с ней во время прогулки по саду.

Уроженка Петербурга, Анна Сергеевна приехала из небольшого городка С., где живёт с мужем-чиновником. Гуров решил, что женщина мужа не любит и даже не знает, чем он занимается. Их отношения начались через несколько дней после знакомства. Она, по всей вероятности, изменила мужу впервые, ненавидит себя, ее мучают переживания. Мужчина, изображая страстную любовь, пробует отвлечь и развеселить ее. Когда пришло время расстаться, Гуров без особого сожаления провожает ее на станцию.

После отъезда Анны Сергеевны он тоже возвращается домой. Сначала жизнь идет в привычном ритме: в клубах и ресторанах. И, казалось, он совсем забыл о ялтинском приключении, но все чаще представляет лицо Анны Сергеевны, «слышит ее дыхание, ласковый шорох ее одежды…». В его сердце неожиданно возникает чувство, он волнуется, вспоминая образ любимой.

Чехов дама с собачкой анализ

В результате герой едет в город С. Поселившись в гостинице, узнает адрес, но не желая женщину компрометировать, он караулит ее у театра. Анна Сергеевна, боясь разоблачения, просит его уехать и дает обещание приехать к нему. Солгав мужу, что ездит к врачу, она встречается с Гуровым. Эти встречи происходят раз в два-три месяца в одной из московских гостиниц. Рассказ оканчивается очередным рандеву, лицо у Анны заплакано. Гуров хочет ее утешить, но не знает как.

Главный герой видит отражение в зеркале уже немолодых людей, постаревших за эти годы, и думает, что такие встречи — это единственная радость в их жизни.

В молодости они оба не познали настоящего счастья, а сейчас по-настоящему любят друг друга и близки как никогда. Они пытались найти какой-то выход, чтобы не обманывать и не прятаться, но не видеться подолгу было мучением для обоих: «казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…». Но оба знали, что трудности в их жизни только начинаются.

Образы главных героев

Образы главных героев

С самого начала знакомства героев Чехов описывает не только их встречи, но и фон, на котором они происходят. Женщина признается Гурову, что измена ей гадка, что «ее попутал нечистый», и он, целуя ее заплаканное лицо, тихо говорит ласковые слова. Когда они вышли на улицу, «на набережной не было ни души, город со своими кипарисами имел совсем мертвый вид, но море еще шумело и билось о берег; один баркас качался на волнах, и на нем сонно мерцал фонарик».

Очарованный сказочной природой, Гуров задумывается о том, как прекрасна жизнь, и как мал человек по сравнению с этой красотой. И хотя эта пара принадлежит к массе отдыхающих, картина опустевшей набережной и морской пейзаж позволяют читателю предположить, что между ними начинается не просто курортный роман, а что-то большее, о чем герои еще сами не догадываются. Их первое прощание в Ялте можно назвать началом любви. Многие характеристики персонажей сближают их с самого начала знакомства.

Одно похожее желание толкает героев друг к другу: «хотелось жить». Сближает и общность настроения — скука. Подходящие слова есть в сцене прощания: «Она не плакала, но была грустна, точно больна, и лицо у нее дрожало». — «Он был растроган, грустен и испытывал легкое раскаяние…». Любовь во многом изменяет Гурова.

Если он раньше не задумывался о легких связях с женщинами, даже имени их не помнил, то, переживая разлуку с Анной Сергеевной, он чувствует, как «у него забилось сердце».

Если в Ялте в эпизоде покаяния женщины ее слова раздражают, то во второй части рассказа слезы Анны Сергеевны вызывают у Гурова сострадание. При встрече в театре он «понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека». Однако мотив конца их отношений незаметно развивается и в финале произведения образует контраст: мечта о совместном счастье и понимание жестокой реальности. Проходит год их запретных встреч, и все чаще герои приходят к осознанию, что выход из ситуации вряд ли будет найден.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector