Образ поэта в лирике Лермонтова является одним из основных в его творчестве. Обращаясь к традиционной теме русской литературы, он создает художественный образ героя 30-х годов 19 века. В нем собрана вся противоречивость и стремление к внутренней свободе, избавление от рабства. Яркое подтверждение можно найти в ряде его литературных произведений.
Поэт и поэзия
В 1837 году произошло знаковое событие для русской литературы, а именно убийство Пушкина. Лермонтов, спустя некоторое время, реагирует на него стихотворением «На смерть поэта». Если говорить кратко, то 1837 год считается литературоведами временем становления зрелого этапа творчества Михаила Юрьевича. В стихотворении тема поэта и поэзии складывается постепенно, наполняясь новыми смыслами.
«На смерть поэта» можно разделить на 2 части. Они отличаются как по настроению, так и по способу написания. В первой идет элегия, изложенная четырехстопным ямбом. Речь идет о горькой утрате, минорное настроение при этом не мешает появляться резким и сильным вопросам и восклицаниям.
При анализе этой части видно, что автор возлагает ответственность за смерть Пушкина на общество, которое загнало его в рамки. И снова звучит лирический мотив одиночества, который всю жизнь сопровождал Лермонтова.
Вторая часть становится сатирической, стихи начинают быть более подвижными. Интонации разбавляются сопоставлениями и задумчивостью.
А в финале описывается страшный суд, на котором все преступники должны ответить за содеянное.
Не верь себе
В 1839 году написано стихотворение «Не верь себе». Оно продолжает тему того, каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта. Он начинает сильно меняться. Отличительными моментами можно назвать:
- Творец больше не является мучеником, который погиб от рук общества.
- Интересна форма повествования, это как бы обращение ко всем и каждому читателю в отдельности.
- Назидательность идет вперемешку с язвительностью и иронией.
- Лермонтов советует молодым творцам подавлять мотивы к творчеству, сторониться собственных эмоций.
Здесь Лермонтов бывает резок в собственных высказываниях. Он отговаривает молодых поэтов становиться таковыми, чтобы уберечь от судьбы Пушкина и наставить на другое назначение. При этом Лермонтов все равно остается несчастным. Он отказывается творить и давать талант публике. И в то же время остается лириком, тонко чувствуя момент.
Внутри писателя бурлят переживания и страсти, идет вдохновение. Но он не может поделиться талантом, в чем и заключается трагедия лирика.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.
Тема пророка
Еще одним мотивом творчества является образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своим произведением он отвечает Пушкину, не вступая с ним в полемику. Следуя за своим предшественником, он вводит библейские мотивы и устаревшую лексику.
Однако функция таких старых форм немного отличается. Она заключается в различиях между пониманием мира поэта и толпы. Герой постоянно возвращается в то место, где его понимают. А в конце общество как будто насмехается над поэтом, презирает его.
Поэт в творчестве Лермонтова всегда выглядит отчужденным, обреченным на недопонимание и скитания. Романтические противоречия между творцом и толпой постепенно могут стихнуть. Последняя порождает того автора, который удовлетворяет его ожиданиям.
Во всем творчестве прослеживается путь от романтизма к реализму и это главный мотив всех стихов Михаила Юрьевича.