Одним из самых значимых произведений русской литературы XIX века является роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Эта работа писателя — не только история взаимоотношений людей, но и изображение действительности того времени. Конечно, особого внимания заслуживают две знаковые фигуры романа — Ларина и Онегин. Сочинение «Почему Татьяна полюбила Евгения» часто задается ученикам разных классов. Для понимания причин необходимо проанализировать образы героев.
Характеристика Татьяны
Главная героиня романа является провинциальной барышней. Она росла в одной из помещичьих усадеб. Имение Лариных было не таким уж богатым, но вполне приличным. Поэтому семейство покойного барина не бедствовало, имело определенное уважение и статус, к ним охотно приезжали гости на рауты. Конечно, занятия провинциального светского общества несколько отличались от уровня жизни столичного высшего света. Но местные помещики и их семьи не скучали, также посещали праздники соседей и веселились.
Только вот старшую дочь Лариных все это не увлекало. В своей семье она была словно чужой. Общению со сверстницами девушка предпочитала уединенное раздумье. Какие-то детские, подростковые забавы тоже не вызывали у нее интереса:
- не имела желания играть в куклы (хотя все девочки обычно большую часть времени посвящают себя этому занятию);
- отвергала подвижные игры.
Все свое свободное время Таня любила читать. Это занятие, как правило, развивает кругозор, учит творчеству, стимулирует фантазию и подталкивает к мечтаниям. Вот и девушка выросла такой:
- необычной и непонятной для окружающих, даже странной по местным оценкам;
- мыслящей;
- мечтательной;
- проникновенной.
В семье Лариных росла действительно глубокая натура, духовно развитая личность.
Что же любила читать Татьяна, какие произведения повлияли на формирование ее характера? Для себя героиня выбрала бульварные романы. Например, она читала произведения английского писателя С. Ричардсона («История сэра Чарльза Грандисона», «Кларисса»), французского автора Ж. Ж. Руссо («Новая Элоиза»), также девушка была знакома со «Страданиями юного Вертера» И. Гете.
Каковы особенности этих романов? Такие произведения принадлежат к сентиментализму. Этот литературный жанр предполагает особенный культ чувств. Подобные романы всегда рассказывают о сильных переживаниях, эмоциях. Страсти буквально кипят на страницах сентиментальных историй. Герои, как правило, являются людьми необычными, сложными, со своими достоинствами и недостатками. Женские же образы — натуры глубокие, чувственные, верные.
Находясь под впечатлением сентиментальной литературы, Татьяна представляла себя героиней одного из таких романов. Действительно, между ней и женскими образами произведений Ричардсона, Руссо много общего. Те любовные истории, которые происходили в жизни сентиментальных героинь, казались удивительными, необычными, так непохожими на провинциальную реальность.
Поэтому Татьяна много мечтала и не находила среди своих знакомых никого, отвечающего ее ожиданиям. Герой сентиментального романа — исключительная личность, неоднозначная, интересная. Где же в провинции взяться такому человеку?
Если Татьяна была увлечена европейскими бульварными романами и находилась под сильным их влиянием, почему же именно эта героиня была любима А. С. Пушкиным?
Татьяна явила собой идеал славянской женщины:
- мыслящая;
- понимающая;
- глубокая;
- искренняя и преданная.
Ее интересовал русский фольклор, традиции и обычаи народа. Она с большим удовольствием слушала рассказы своей няни. То есть Татьяна — это не чуждая русской действительности личность, в ней сильна память о предках, она не забывает про свои культурные корни.
Вроде бы и семья ее тоже сохраняет традиции, но все равно старшая дочь Лариных держится в стороне.
Противопоставление с Ольгой Лариной
Татьяна — полная противоположность своей сестры. Младшая дочь Лариных — веселая, энергичная, подвижная, легкомысленная девушка, которая не отличается особым умом, ее нельзя назвать глубокой натурой. Сильные переживания надолго ее сердце не занимают. В ней нет постоянства, проникновенности, какой-то особенной душевной работы.
Если Татьяна через всю жизнь пронесла свое чувство и действительно переживала все драматические повороты, то Ольга же быстро забыла про своего возлюбленного. Настолько они были разными, непохожими друг на друга.
Внешность сестер построена на принципе антитезы, чтобы как можно ярче передать пропасть между ними. Татьяна — темноволосая, бледная, худая, всегда унылая и печальная, не отличалась красотой.
Ольга — светловолосая, румяная, пышущая здоровьем, веселая, красивая девушка.
Прототип героини
Татьяна была действительно особенной фигурой романа, в которую А. С. Пушкин вложил лучшие качества русской женщины. Кто же послужил прототипом героини в реальной жизни? На этот вопрос однозначного ответа нет, есть предположения исследователей. Вот несколько из них:
- По мнению некоторых критиков, Анна Николаевна Вульф полностью соответствует качествам характера Татьяны.
- Героиня романа, ставшая впоследствии светской дамой с высокими моральными принципами, похожа на жену декабриста Марию Волконскую.
- Елизавета Воронцова. Ее возлюбленный Александр Раевский так напоминал характером Онегина, что многие критики стали считать девушку пушкинской Татьяной.
Стоит отметить, что она даже внешне напоминала героинь сентиментальной литературы.
Раз сама девушка являлась необычной для местного общества натурой, то и возлюбленный ее должен быть не банальным провинциальным помещиком, а исключительной личностью, отличавшейся от остальных.
Именно таким человеком показался Татьяне Евгений Онегин, прибывший из Петербурга в их деревню. Выбор ее пал на него.
Образ Онегина
Молодой дворянин действительно натура интересная и исключительная. Это одна из причин, почему в Онегина Татьяна влюбилась. Героине нравится в нем то, что он являлся отражением всех ее представлений о романтическом возлюбленном. Онегин был хорошо образован, имел понятие о европейских писателях и философах. Только его знания особо никому не были интересны в высшем свете. Чтобы добиться внимания петербургского общества, достаточно было лишь упоминать имена модных мыслителей и авторов. А высший пилотаж — произнести отдельные фразы из книжек.
В обществе он был любим. Заводил знакомства, посещал рауты, балы. Позволил девушкам влюбляться в себя. Сам он отвечал всем требованиям света:
- следил за модой;
- уделял большое внимание внешнему виду;
- соблюдал распорядок дня представителя высшего общества.
Только вся эта суета, этот образ жизни быстро надоели Жене. Он разочаровался в своем окружении, стал видеть узкость и пошлость светского общества. Ему хотелось чего-то другого, более глубокого и душевного. Поэтому он покидает наскучивший ему Петербург с его балами, приемами и обедами, отправляется в деревню в поисках самого себя.
Как только он попадает в провинциальную реальность, решает заняться инновациями. Онегин хотел проявить себя как прогрессивный барин, поэтому облегчил жизнь своих крестьян: отменил барщину и ввел оброк. Вроде бы хорошее начинание. Но среди местных помещиков он не нашел понимания и прослыл чудаком, к нему относились настороженно.
Очень быстро Евгений разочаровался и в провинциальной жизни. Все было однообразно и неинтересно. От скуки он завел дружбу с Ленским: этот молодой поэт заметно отличался от окружающих идейностью, пылкостью. Образ мыслей Владимира развлекал утомленного жизнью Онегина, веселил его и отвлекал от мрачных раздумий. Интересно, что в настоящее время стихи Ленского известны как самая знаменитая теноровая партия русской оперы, исполняемая Олегом Погудиным.
Евгений познакомился с сестрами Лариными и быстро понял, какова Ольга на самом деле, отметил исключительность Татьяны, но она не вызвала в нем взаимности, потому что была неискушенной, наивной и простой провинциальной девушкой.
Кто же повлиял на создание образа Евгения Онегина? Существуют такие версии: П. Я. Чаадаев — философ, идеи которого не были одобрены властью. В своих работах он довольно резко высказывался об особенностях современного ему общества. Это соответствует разочарованию в своем образе жизни Евгения Онегина.
На формирование образа Онегина повлияло творчество Дж. Байрона, в частности, его герои: Дон Жуан и Чайлд-Гарольд. Этим объясняется сложность и неоднозначность характера Евгения.
Любовный конфликт
Стоит заметить, что в сцене признания в своих чувствах Татьяна больше ведет себя как героиня сентиментального романа: откровенная, чувственная, переполненная эмоциями, доверяется возлюбленному. А вот Евгений не обманывает девушку, предельно с ней честен. В этой сцене он не поступил как, например, Эраст в «Бедной Лизе» Н. Карамзина, не стал змеем-искусителем наивной и неискушенной Татьяны.
Татьяна не могла не заметить разительных отличий между Онегиным и местными помещиками. Она полюбила его так, как это делали героини ее романов: эмоционально и верно. Скучающий, немного странный, образованный, насытившийся светским обществом петербургский денди — вот идеал Лариной.
Онегин глазами Татьяны так напоминал героев Ричардсона и Руссо. Непохожесть Евгения на провинциала, некая романтическая таинственность его натуры и сложность характера привлекли внимание этой девушки. Как бы она в те свои молодые годы устояла? Любовь завладела ее сердцем на всю жизнь к этому человеку. Она продолжала испытывать чувства к нему несмотря на то, что он совершил ужасные поступки.
Осознание истинного отношения к этой девушке пришло позже у Онегина, Татьяна могла ответить на любовь, но она отвергла ее. Почему? Повзрослев, девушка в состоянии была управлять собой. Она смогла отказать, даже все еще любя его.
Предоставленный материал поспособствует уяснить, в чем заключается сходство и различие главных героев произведения. Также поможет ученикам написать эссе-рассуждение по «Евгению Онегину»: «Почему Татьяна отвергла любовь дворянина».