Роман «Герой нашего времени»: природа и пейзаж в произведении

Роман «Герой нашего времени» Герой нашего времени

Великолепные фрагменты окружающей среды содержит в себе произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». По сути, в описании природы и пейзажа автор показал своё мастерство, умение с помощью такого приема не только обозначить место действия, но и раскрыть противоречивость натуры Григория Печорина. Ниже будут приведены примеры, как меняется окружающий мир в преддверии того или иного события в романе.

Отношение автора к Кавказу

В описаниях роскошной природы края, в изображении величественных гор проявляется личное отношение М. Ю. Лермонтова к этой земле. Чем обусловлена такая особенность, музыкальность и романтичность пейзажных зарисовок Кавказа?

Во-первых, с детства писатель связан с этими местами. Бабушка часто возила маленького Мишу лечиться на Минеральные воды. С юных лет писатель наблюдал буйство красок природы Кавказа, а также видел и быт горцев. Позже в пейзажах романа проявится сочувствие Лермонтова к людям, образ жизни которых подчинен суровым традициям и нравам. Писатель отмечает бедность местного населения, их тяжелый труд, сложные бытовые условия.

Во-вторых, М. Ю. Лермонтов был русским офицером, проходящим службу на Кавказе. И во взрослом возрасте был связан с этим необычным краем. Именно здесь он испытал первое любовное чувство. Это не могло не сказаться на творчестве писателя и на его восприятии кавказской природы.

Функция пейзажа

В главе «Тамань»

Анализ произведения показывает, что роль панорамы той местности, где находился герой очень многопланова и безгранична. С первых строк автор создает загадочную, неповторимую атмосферу. В главе «Тамань» показывается мечтательный образ моря, выступающего как фон.

Можно с уверенностью сказать, что природа в романе «Герой нашего времени» является вспомогательным персонажем, выполняющим сразу несколько функций, но ни в коем случае не второстепенным. Какую роль играют пейзажные зарисовки в этом произведении? Можно выделить несколько основных функций:

  1. Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
  2. Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
  3. Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.

Первая указанная функция природы как важного элемента в сложной канве произведения ярко проявляется в повести «Бэла». Так, панорама, открывающая повествование окунает читателя в художественный мир произведения. Она позволяет полностью погрузиться в ту атмосферу, где происходит место действия.

Рассказчик, попавший в Койшаурскую долину, развернуто и с необыкновенной точностью обрисовывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».

«Путешествие в Арзрум»

Стоит отметить, что описание этой долины похоже на пушкинское восприятие края в путевых записках «Путешествие в Арзрум». Но сравнительная характеристика двух произведений показывает, что есть и серьезные различия:

Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.

  1. Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.

Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.

Панорама как преддверие событий

Пророческие способности окружающей обстановки прослеживаются с самых первых строк романа. Читатель еще не познакомился с главным героем, с его сложной натурой, но пейзаж уже подсказывает: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах».

Такая картина создает ощущение безразличия, отстраненности, утрату позитивного начала и господства бесстрастного отношения ко всему. Именно таким и был Печорин:

Григорий Печорин

  • холодный;
  • равнодушный к миру и к людям;
  • не имеющий привязанностей;
  • циничный человек;
  • скучающий эгоист.

Подтверждает отстраненность Печорина и его встреча с Максимом Максимычем после трагичного завершения истории с Бэлой. От Григория веяло холодом. Сложно назвать такого человека приятным собеседником, способным на возвышенные порывы.

Окружающий вид во всем романе

Глава «Фаталист»

В главе «Фаталист» пейзаж предрекает скорую, неотвратимую гибель Вулича. Молодой офицер играл со смертью, испытывал судьбу. Давший осечку пистолет успокоил всех: обошлось, смелый и решительный вызов Вулича высшие силы простили. Но природа подсказала Печорину, что за такую беспечность расплата все-таки наступит. Когда Григорий поднял глаза к небу, он увидел на фоне безразличных звезд месяц, по цвету напоминающий пожар. И наутро стало известно о роковой участи, которой не смог избежать Вулич

Природа подсказывает читателю, что Печорин потеряет Веру, женщину, которую герой действительно любил. Обошелся с ней он не самым лучшим образом, несмотря на свои чувства. Эгоизм Печорина завел его слишком далеко в плетении интриг ради забавы.

Как же хотел Григорий ее остановить, не позволить мужу увезти ее подальше от этой некрасивой и болезненной для всех истории! Но разрыв окончательный и бесповоротный очевиден. Пейзаж в этот момент был таков: «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».

Природа как бы намекает читателю, что потеря Веры сделает героя еще более страдающим внутри. Печорин не мог показать своих истинных переживаний. Думалось, что он вообще не имеет никаких человеческих чувств. Но душевная работа кипела в герое. Это страдающий, разочарованный в жизни человек.

Пейзаж старается уберечь Печорина и от дуэли с Грушницким. Природа стремится вызвать в нем лучшие чувства, пробудить благородные порывы, дать совести заговорить и взять верх над гордыней и цинизмом, лаская и привлекая героя. Вот что он чувствовал и видел в тот день: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление».

Все как бы призывало начать новую жизнь, очиститься от прошлых грехов. Но нет, Печорин оказался глух к мольбам окружающего мира и остался верен своей натуре. Приход рассвета назван смертью ночи. Это важный момент, который подчеркивает всю сложность характера Печорина. В нем любовь к жизни, способность ценить прекрасное сочеталась с крайним эгоизмом, который приносил горе другим людям, разбивал сердца, а кого-то приводил к смерти.

После убийства Грушницкого пейзаж становится унылым, печальным и грустным. Автор в произведении прибегает к таким средствам выразительности, как эпитеты, чтобы показать: природа разочаровалась в Печорине и оплакивала его жестокое решение.

Внутренний мир героя

Человечность Григория также передана через его восприятие природы, его субъективное мнение в определенный момент жизни. Чувственность натуры этого человека проявлялась только в отдельных фрагментах, потому что главный герой старается сдерживать себя, носит маску бесстрастного циника. Печорин поражен красотой природы Пятигорска искренне, неподдельно. Он по достоинству оценил величие и силу этого края: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?».

Печорин поражен красотой природы Пятигорска

В обществе никто и не мог бы подумать, что этот человек способен видеть прекрасное. Именно природа поспособствовала бы исцелению его души, позволила бы обрести покой и умиротворение, если бы Печорин не стремился играть роль эгоиста. Обращение к ней спасло бы от горьких переживаний и роковых поступков. Но этого не произошло. Да, Печорин связан с природой, но не слит с ней. Он смотрит на нее со стороны, не живет и не дышит ей.

Для того чтобы произошло это слияние, нужно освободиться от влияний общественной морали, от неписаных правил высшего света. Только те люди, которые смогли добиться внутренней свободы и не скрывать подлинную свою натуру под маской, могут стать частью природы. В Печорине же сильны установки общества, он остерегается позора и осуждения. Во многом поэтому герой и не отказывается от дуэли с Грушницким: он сам завертел интригу, которая привела к этому, но отступить назад не позволяет страх прослыть трусом.

Природа в жизни других персонажей

Не менее показательна она в отношении Вулича и Грушницкого. Читатель должен сделать вывод, что эти люди погрязли в своем внутреннем мире, заняты излишней суетой. Они не видят красоту природы, не наблюдают за окружающей средой.

Вулич и Печорин

Вулич далек от естественной жизни, более того, он беспечен и глуп в играх с судьбой, за что и был наказан. Неспособность его внутреннего мира к душевной работе привела к тому, что им завладела не очень умная и опасная теория. Игры с судьбой, насмешливый вызов смерти и халатное отношение к своей жизни далеки от природы.

Грушницкий же занят собственными размышлениями, его действия полностью контролируют чувства, это не позволяет ему успокоиться и прислушаться к голосу разума. Сердце, страдающее от потери любви, от предательства и измены, наполняется злом, пышет гневом, заставляет совершать ошибки. Такое поведение тоже далеко от природы, которая живет по чистым, благородным законам, свободным от всего греховного.

Проанализировав произведение, можно понять, каково значение пейзажа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Описание природы помогает автору осуществить свой замысел, утвердить философские идеи и раскрыть истинную сущность изображенных фигур через призму их восприятия окружающего мира. Пейзаж не только погружает читателя в описываемую писателем обстановку, но и раскрывает сложность, противоречивость натуры Григория Печорина, обнаруживает в нем и положительные качества.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector