Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Композиция романа герой нашего времени Герой нашего времени

Читатели главного прозаического произведения Михаила Юрьевича Лермонтова не могут оставить без внимания непривычное взаиморасположение отдельных его частей. Нарушена хронологическая последовательность описываемых событий. Чтобы понять, с чем связаны особенности композиции романа «Герой нашего времени», имеет смысл совершить небольшой экскурс в историю.

Эпоха написания

Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период покорения Кавказа Российской империей и сам по воле судьбы оказался участником тех событий. Необычная природа, самобытность горских народов, уникальные случаи военной жизни так и просились на перо талантливого молодого литератора.

Состояние общества

Взаимоотношение людей того времени было пропитано рассказами ветеранов, вернувшихся с арены боевого противостояния. Не все представители высокого дворянского происхождения смогли с честью пройти суровые испытания. Лермонтова волновал процесс становления или ломки личности в критические моменты жизни. Он был не одинок в своих творческих устремлениях. Многие литераторы тех лет уже освоили тему Кавказской войны. Наибольших успехов достиг бывший декабрист Александр Бестужев-Марлинский. Публика зачитывалась его рассказами и романами о перипетиях человеческих судеб в жизненном водовороте на юге России:

Особенности композиции романа герой нашего времени

  • «Аммалат-бек».
  • «Наезды».
  • «Лейтенант Белозор».

Лермонтов, имея уже не малый личный жизненный опыт, не мог остаться в стороне. Будучи поэтом, он создал множество стихотворных произведений на тему Кавказа, но всё же под влиянием литературных тенденций решил попробовать свои силы и в прозе.

Первой из-под его пера вышла повесть «Бэла», опубликованная в 1839 году. К осени увидел свет «Фаталист», а на следующий год «Тамань». Идея объединить все эти произведения появилась после написания наиболее объёмного повествования «Княжна Мери».

Создание романа

Перед автором встал вопрос, как объединить отдельно опубликованные части в одно целое. Противоречия стилистики были очевидными. В «Бэле» повествование шло от третьего лица. В остальных частях от имени главного героя Печорина. Согласно хронологии эпизоды должны были расположиться следующим образом:

Каковы особенности композиции романа герой нашего времени

  1. Тамань.
  2. Княжна Мери.
  3. Бэла.
  4. Фаталист.

Никто не может знать подлинных мыслей поэта, позволительно лишь предположить их ход. Идея переделать всё в форме дневника Печорина упиралась в очень важное препятствие: главный герой в конце умирал по пути в Персию. Кто-то должен был передать его дневники на суд публики. Наиболее удобно проделать это руками рассказчика из повести «Бэла». Для усиления значения этого персонажа и его связующей роли Лермонтов пишет дополнительную главу «Максим Максимыч». Здесь у него появилась уникальная возможность вывести перед читателем и главного героя. Описать внешность Печорина, манеру его поведения, речь.

Теперь структура романа выстроилась в логическую цепь. Хронология «Героя нашего времени» начинается с рассказа Максим Максимыча о похождениях Печорина в крепости. Проходит несколько лет и случается новая встреча со старым знакомым.

Теперь он передаёт в руки автора «Журнал Печорина», в котором события излагаются уже в хронологическом порядке, хотя и с временны́м опережением главы «Бэла». Позже во втором издании Лермонтов добавит уточняющее «Предисловие» к этому дневнику, окончательно скрепляя выбранную им концепцию литературного повествования.

Плюсы необычности композиции

Сохранив Максим Максимовича, Лермонтов не только связал отдельные части романа «Герой нашего времени» в сюжетный план, но и преподнёс этот персонаж в виде беспристрастного зеркала поступков главного героя.

Каковы особенности композиции романа герой нашего времени

Если события главы «Бэла» передать в уста самого Печорина, то из-за их неординарности всё выглядело бы пустой бравадой лихого офицера, пытающегося произвести впечатление на дам в каком-нибудь столичном будуаре. Максим Максимович же честный простоватый человек, который передаёт жизненные события такими, какими они есть на самом деле без тени лукавства. Читатель должен поверить ему и с его слов понять, что Печорин действительно способен на свои сумасбродные и порой не всегда благородные и даже роняющие дворянскую честь поступки.

Глава «Тамань», в свою очередь, подготавливает читателя к правильному восприятию главного героя. Подтверждает его адекватность в оценке собственной жизненной деятельности. Будь он хвастун и балагур, то преподнёс бы своё столкновение с контрабандистами в остросюжетной форме: с рукопашными схватками или фехтовальными боями на шпагах. Печорин же больше уделяет внимание своим внутренним переживаниям, чем подкупает, пробуждает доверие к правдивости дальнейших событий, описанных в дневнике.

Оценка критики

Несмотря на то что необычная композиция литературного произведения родилась большей частью ситуативно, она получила высокую оценку со стороны литературных специалистов. Роман выделен в отдельный лирико-психологический жанр. Действительно, такая структура «Героя нашего времени» плюс талант и художественное своеобразие самого автора позволила раскрыть образ главного героя с разных сторон более широко и по́лно. Заставила сопереживать ему, попутно вникая во все нюансы общественных проблем того времени.

Каков бы ни был эффект от знакомства с романом Лермонтова, человеку наших дней он помогает проявляться интересу к истории своей Родины, языку, психологическим переживаниям. Вот почему это сочинение заслуженно внесено в сокровищницу классических шедевров русской словесности.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector