Как писать тезис в сочинении, примеры рассуждений для вступления

Дети пишут сочинение Русский язык

Одна из форм письменного экзамена в рамках ЕГЭ по русскому языку и литературе — сочинение. Первая часть такого эссе предполагает, что в ней будет использован тезис — то есть мысль или положение, которое далее будет описываться и доказываться в рассуждении. Примеры, как писать в сочинении тезис, помогают правильно оформить такую работу.

Структура текста

Вступление сочинения должно содержать информацию об актуальности темы, предлагаемой к рассмотрению, в нем формулируется посыл, подводящий читателя к дальнейшему тексту.

Структура текста

Центральным элементом введения становится тезис, слово, заимствованное из греческого языка и означающее буквально «утверждение». То есть тезис — основная мысль сочинения, утверждение, которое в дальнейшем автор стремится развернуто прокомментировать аргументами и подтвердить фактами — примерами из литературных произведений. В конце сочинения следует резюме — краткое обобщение всего рассуждения.

В качестве тезиса можно выдвинуть собственное мнение о каком-то литературном произведении, событии, моральных и этических постулатах общества или религии. Например: «Страдания очищают душу»; «Истинная любовь — это милосердие». Можно также использовать цитаты из произведений, высказывания известных личностей, пословицы.

После формулировки тезиса нужно перейти к написанию аргументов — неких рассуждений, поясняющих более развернуто основную мысль. В тексте нужно обязательно привести иллюстрирующие примеры.

В заключение сочинения приводится краткое резюме — вывод, переформулированный тезис, получивший в процессе рассуждений автора своё подтверждение.

Тема «Конфликт поколений»

Пример тезиса: «Если дети отрицают опыт отцов, то не только повторят их ошибки, но и добавят к ним собственные, поскольку не делают выводы».

В этом примере в качестве аргументов будут убедительны следующие посылы:

  • Часто старшие поколения, желая добра детям, пытаются донести до них свой жизненный опыт, нивелируя их стремление к лучшему, более яркому и осмысленному, с их точки зрения, способу жить.
  • Дети, в свою очередь, отвергая опыт родителей, теряют не только возможность избежать некоторого негативного опыта, но и обязательно добавят к нему новые ошибки, так как не научены делать выводы.

Конфликт поколений

В качестве иллюстрации аргументов можно привести примеры из романов И. С. Тургенева, М. А. Шолохова, произведений Ф. М. Достоевского, рассказов И. А. Бунина.

Герой романа Гончарова «Обыкновенная история» — восторженный романтик Сашенька Адуев — надеется на участие столичного дядюшки в своей судьбе. Юный Саша с ужасом отрицает образ жизни и мыслей, убеждения Петра Адуева. э

Однако постепенно перед читателем разворачивается картина превращения Саши в подобие дяди, с его ненавистными племяннику принципами, еще превосходящее своей «бесчувственностью» представителя поколения отцов.

Сочинение «Мечта и реальность»

Мечта и реальность

Основная мысль рассуждения особенно актуальна для школьников выпускных классов. Можно сформулировать тезис так: «Исполнение мечты возможно при условии приложения усилий и упорного труда».

Аргументы для пояснения тезиса:

  • Мечтая обобщенно, попусту, рискуешь прийти к разочарованию.
  • Мечта дает вдохновение для действия, само действие дает только труд.
  • Мечта, не переходящая в действия, остается мечтой.

Яркая иллюстрация — Илья Ильич Обломов, небезызвестный персонаж одноименного романа Гончарова. Герой много времени проводит в мечтаниях — размышлениях о благоустройстве своего наследного имения, о будущем семейном счастье с Ольгой, о своей жизненной миссии, доходя чуть ли не до переустройства государства Российского. Но дальше мечтаний и грёз дело не идет. Результатом становится существование в чужом доме, однообразные дни, отсутствие реализации, полноценной семьи и бесславная гибель.

Противоположность «обломовщине» — другой герой романа — Андрей Штольц. Свои мечты он понимал как цели, для достижения которых надо учиться, двигаться, меняться. Андрей многого добился, значит, сможет научить этому мышлению и маленького Андрюшу — сына Обломова.

Эссе «Ремесло и искусство»

Тезис: «Ремеслом овладевают многие, творцами становятся единицы».

Аргументами к этому утверждению послужат следующие рассуждения:

  • Ремесло становится источником заработка для телесного пропитания, искусство даёт пищу душе.
  • Если заниматься своим делом с душой и интересом, оно становится искусством. Искусство, потерявшее связь с душой и интересом, становится просто ремеслом.
  • Ремеслу можно научиться, навыки одинаковы для всех. Искусство кажется таинственным, особым умением, волшебством, значит, имеет свои тонкости и секреты.

Литературные примеры: «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, повесть «Портрет», написанная Гоголем, пьеса Островского «Лес». Подтверждение приведенным аргументам можно найти в романе Булгакова М. А. «Мастер и Маргарита».

Ремесло и искусство

Мастер в бессмертном произведении потому и назван Мастером, что своей единственный роман довел до такого совершенства, что он раздвинул пространственные и временные границы, и смог впустить на улицы Москвы героев, существующих в безвременье. В противоположность ему поставлены ремесленники русской литературы — члены Союза писателей, в частности, поэт Иван Бездомный, писавший «чудовищные» стихи, или Алоизий Могарыч, научившийся сочинять только доносы.

Рассуждение «Единство и борьба противоположностей»

К этой теме можно подобрать такой тезис: «В человеке могут уживаться доброта и жестокость».

Здесь уместны следующие аргументы:

  • человек рождается добрым;
  • если в процессе жизни с человеком поступают несправедливо, жестоко, душа его становится черствой, он сам может стать жестоким;
  • жестокость — приобретенное качество.

Примеры легко найти в романе «Тихом Доне» М. А. Шолохова, повестях «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Единство и борьба противоположностей

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского разворачивается полная картина единства и борьбы противоположностей в человеке. Как вспоминала матушка Родиона Раскольникова, он был очень добрым и чувствительным ребенком, и даже молился со слезами умиления.

Его чувствительность в более зрелом возрасте привела к трагедии. Замечая недостатки законов общества, несправедливость жизни, герой приходит к мысли о возможности господства отдельной личности. Это убеждение толкает его на чудовищную жестокость. Но и после этого поступка его душе не чужды муки совести.

Практически одновременно с очерствляющими душу мыслями и поступками Родион участвует в судьбе семьи Мармеладовых, испытывает сочувствие к несчастным.

Овладеть искусством написания сочинений несложно. Правильная структура и хорошая формулировка тезиса — одна из важных составляющих удачной работы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector