Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» Преступление и наказание

По мнению Достоевского, люди, сосуществуя между собой, вынуждены относиться друг к другу с любовью и терпением или уничтожать подобных себе. Образы двойников Раскольникова в романе «Преступление и наказание», преломляясь через его теорию, полностью ее опровергают. Сознание главного героя также раскрывается писателем через образы антиподов, воплощающих лучшие стороны убеждений Родиона.

Герой-двойник Свидригайлов

Еще Лермонтов использовал в своем творчестве двойников как особый художественный прием, который характеризуется тем, что писатель предоставляет читателю своеобразный способ оценки и понимания главного персонажа через характеры и поступки других действующих лиц, имеющих с ним сходные черты. Достоевский решает проблему двойничества в романе, продолжив лермонтовские традиции.

В системе двойников наиболее близки Раскольникову Лужин, Свидригайлов и Лебезятников. Каждый из них представляет отдельное звено теории Раскольникова, но все трое ему противны. Свидригайлов с первых страниц вызывает у читателя неприязнь. Первое, чем похожи герои, — у обоих за плечами преступление. Они убийцы, но не считают это преступлением. В понимании Раскольникова убийство старухи-процентщицы — это польза человечеству, так как, по его мнению, она стала воплощением вселенского зла.

Герой-двойник Свидригайлов

Свидригайлов тоже не собирается каяться в своем проступке, хотя по его вине погибли люди. Встретившись с Раскольниковым, он видит, что они одного поля ягода, однако точной копией себя его признать не может. Родион для него стал в какой-то мере тайной, интересным объектом. Однако и тот, присматриваясь к Свидригайлову, пытается его понять, но в итоге «ничего хорошего» не находит, ведь в нем нет ни совести, ни чести.

Писатель в своем сочинении как бы старается предостеречь героя от ошибок этого господина, иначе придется долго мучиться от угрызений совести. У него, как и у Раскольникова, существует «своего рода теория, что единичное злодейство позволительно». Только он не сомневается и не терзается от мысли, что делает что-то не так:

  1. Этот человек уверен, что имеет право на все.
  2. Он не задумывается над своими поступками, не рассуждает, хороши они или плохи.
  3. Воплощает в жизнь теорию Раскольникова, несколько ее видоизменив.

Факты говорят о его причастности к убийству жены Марфы Петровны, хотя прямых доказательств нет. Кроме того, по рассказам героев-очевидцев, он повинен в смерти крестьянина из его деревни и девочки-подростка. В прошлом Свидригайлов увлекался карточными играми и числился в своих кругах шулером. Подслушав признание Раскольникова в убийстве, подлец Свидригайлов шантажирует его сестру Дуню, желая склонить девушку к разврату. Не получив желаемого, мужчина влюбляется по-настоящему.

Разочарование Свидригайлова

Не добившись ответного чувства от любимой женщины, Свидригайлов начинает осознавать, как пуста и никчемна его жизнь.

Чувствуя большую вину перед людьми и Богом, он оказывает помощь семье Мармеладовых и Дуне. Но раскаяние наступает слишком поздно, когда трудно что-то исправить. Не в силах пережить муки совести и принять от судьбы справедливое наказание, он сводит счеты с жизнью.

Образ Лужина

Кроме Свидригайлова непосредственным участником интриги в романе становится Лужин, за которого собирается замуж Дуня, чтобы спасти от бедности мать и брата. В свои 45 лет он «служит в двух местах и уже имеет свой капитал» и думает об открытии адвокатской конторы. Больше всего на свете Лужин любит деньги. Наглый и расчетливый до мелочей, он хочет жениться на бедной и скромной девушке, чтобы она всю жизнь знала свое место и была ему благодарна, «а он-то будет безгранично владычествовать».

Образ Лужина

Склонный к индивидуализму и придерживаясь теории «разумного эгоизма», Лужин не является сторонником христианской морали и считает ее ненужной для развития прогресса. Он живет «для себя одного», ему «все позволено». Жалость и сострадание ему недоступны. Теории Раскольникова и Лужина похожи в том, что оба стремятся перешагнуть через свое социальное положение, пренебрегая человеческими законами. Но если Лужин делает свои благодеяния по расчету, то у Раскольникова большая часть теории посвящена сверхчеловеку.

Но в результате Родион приходит к раскаянию, отвергая свои прежние выводы о людях, которые на все имеют право, и никчемных «тварей дрожащих». Лужин, в противовес Раскольникову, физически никого не убивает, но теория его провозглашает убийство духовное, что еще страшнее. Однако Петр Петрович способен и на физическое убийство, если это будет нужно для его целей, и сделает это хладнокровно и без раскаяния.

Характеристика Лебезятникова

Образ Лебезятникова Достоевский вводит в роман в качестве карикатуры на героев Чернышевского, беседующих об устройстве российского общества. Этот несколько заносчивый и самоуверенный персонаж служит в министерстве Лужина. Называя себя образованным человеком, он совершенно не владеет иностранными языками, да и на русском изъясняется слабовато. В компании сильных мира сего может льстить без умолку, а с равными себе способен приврать и наговорить кучу пошлостей.

Образ Лебезятникова

«Скверным мерзавцем» называет этого человека Катерина Ивановна Мармеладова. Андрей Семенович старается создать впечатление сторонника модных в обществе течений, в частности, нигилизма, называет себя пропагандистом прогрессивных идей. Но поскольку эти взгляды ему не принадлежат, «продвижение» идет неважно. Его коньком в разговорах является устройство в обществе новой «коммуны». Он часто говорит о трезвом образе жизни, сам не пьет.

Для квартирной хозяйки Лебезятников вполне порядочный человек, так как вовремя вносит оплату. Его пропагандистская деятельность «модных» идей заключается в следующем:

  1. Он приносит соседям «вольнодумные» книги.
  2. Не может защитить свои взгляды даже в беседе с Лужиным.
  3. Придерживаясь «прогрессивных» идей, считает, что искусство бесполезно для общества, а брачные отношения устарели и лишают человека свободы.

Говоря об идеальном обществе, он не представляет в нем сострадания и благотворительности. Когда избивает Мармеладову, оправдывает себя тем, что мужчины и женщины должны быть равными и в драке, хотя сам первый ее оскорбил.

Двойником Раскольникова его можно считать, поскольку оба увлечены новыми идеями, под влиянием которых совершают безнравственные поступки.

Антиподы Раскольникова

Антиподом Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он оптимист, общителен и открыт для людей, любит жизнь такой, какая она есть. В его жизни тоже не все хорошо, но этот юноша умеет справляться с неудачами, двигается вперед, борется с нуждой и бедностью, никогда не впадает в отчаяние. Молодой человек учится в университете и надеется на реализацию своих планов.

Дмитрий Разумихин

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Герои имеют много общего: молодость, образованность, порядочность и благородство, которые не зависят от происхождения. Однако альтруист Разумихин хочет достичь своей мечты упорным трудом, а Раскольникову ближе легкий путь достижения цели — через преступление.

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Как двойником, так и антиподом главного героя можно считать следователя Порфирия Петровича, который понимает муки Раскольникова и по-своему ему сочувствует. Хороший психолог, он обладает проницательностью и аналитическим умом, сразу отметив, что Миколка старуху не убивал.

Вопреки своему понятию о честности и порядочности Порфирий Петрович нередко при допросах специально старается запутать людей или представить целый спектакль, играя в нем разные роли. Как и Раскольников, он циничен и не доверяет никому, выступает против бунта.

Двойники и антиподы Раскольникова общаются между собой, реализуют свои планы и убеждения, подводя героя к двойственности выводов. К примеру, мысли о неизбежности какого-то процента жертв ради высокой цели (по Лужину) уживаются в нем с желанием помочь падшей Соне, сделать какое-то благое дело (по Разумихину). Однако борьба «разумного эгоизма» с «единичным добром», которая совершается в душе Раскольникова, отражается в спорах представителей тех и других начал.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector