История создания романа «Преступление и наказание»

История создания романа преступление и наказание Преступление и наказание

«Преступление и наказание» — социально-психологический роман, по праву считающийся лучшей литературной работой Федора Михайловича Достоевского. История создания романа «Преступление и наказание» прольет свет на то, в какой обстановке автор писал свое нетленное произведение, и расскажет о предпосылках, подтолкнувших его к рассмотрению темы человеческой вседозволенности.

Замысел и воплощение

Идея о написании большого романа, который перевернет восприятие и заставит задуматься над действительно серьезными вещами, пришла к Достоевскому в 1863 году, во время его пребывания в Италии. После долгих размышлений автор решил остановиться на идее о сверхчеловеке и его особых правах, которую впоследствии вложил в уста Родиона Раскольникова.

Написание романа было инициировано Михаилом Катковым, редактором журнала «Русский вестник». Из-за многочисленных долгов и бедственного финансового положения Достоевский отчаянно нуждался в средствах, поэтому делал все для того, чтобы успеть сдать рукопись в срок и расплатиться с кредиторами.

Точная дата начала работы над произведением утеряна. Доподлинно известно лишь то, что Достоевский написал этот объемный роман за краткий промежуток времени, в период между 1865 и 1866 годом. В работе над черновиком автор использовал несколько готовых сюжетных зарисовок, ранее вышедших из-под его пера.

 преступление и наказание достоевского

К примеру, семья Мармеладовых перекочевала на страницы будущего «Преступления и наказания» из незаконченного романа «Пьяненькие». В основу истории Раскольникова легли черновики, рассказывающие об ужасах каторжной жизни. В процессе написания книги эти линии претерпели сильные изменения.

История создания «Преступления и наказания» гласит, что первые страницы произведения были написаны в Висбадене. Однако основная часть романа была создана уже в Петербурге. Достоевский критично относился к своей изначальной задумке, забраковал несколько сюжетных поворотов, а в ноябре 1865 года сжег значительную часть первого черновика и незамедлительно приступил к сочинению новой версии.

Первое издание романа вышло в 1866 году в «Русском вестнике». Его печатали частями.

Через некоторое время он был презентован публике отдельным книжным изданием, включающим авторские правки. Изменения коснулись как структуры произведения, так и его общей стилистики.

Особенности сюжета и прототипы героя

В отечественной литературной критике ведутся споры о том, какой посыл транслирует «Преступление и наказание». Роман называют:

  • философским;
  • исповедальным;
  • идеологическим;
  • социально-психологическим.

Преступление и наказание дата написания

Кратко говоря, книга Достоевского является полифоническим романом, в котором соединены все перечисленные тематики.

Работа над книгой велась в три этапа. Первая версия произведения напоминала своеобразную исповедь, а не сформировавшееся литературное произведение большого жанра. Повествование в ней велось от лица главного героя. Затем Достоевский решил отказаться от исповедального характера повествования и усилить психологизм романа, введя в него новых персонажей с трагическими судьбами. В итоговой версии, вышедшей в печать, за повествование отвечает автор, которого Достоевский намеренно сделал всеведущим и непогрешимым.

Прообраз Родиона Раскольникова из черновиков автора не имел фамилии, лишь имя — Василий. У героини Лизаветы была маленькая дочь Сяся, которая так и не появилась на страницах финальной версии романа. Некоторые герои, к примеру, Свидригайлов, изначально фигурировали лишь в коротких эпизодах, но позже стали полноценными действующими лицами.

Творческая история романа «Преступление и наказание» была бы неполной без упоминания о возможных прототипах главного героя. Ими считаются два реальных исторических персонажа:

  • Герасим Чистов;
  • Пьер-Франсуа Ласенер.

 история создания преступление и наказание

Герасим Чистов был выходцем из купеческого сословия, раскольником. Как и герой книги, он совершил убийство двух женщин, используя топор. Основным мотивом преступления было ограбление, дело широко обсуждалось как в светском, так и в литературном обществе.

Другим прототипом Родиона Раскольникова является француз Пьер-Франсуа Ласенер, убивший несколько человек.

Находясь в тюрьме, Ласенер создал собственный манифест, в котором отрицал ценность человеческой жизни и называл себя борцом с пороками.

Мысли о преступлении

В процессе работы над романом автор несколько раз пересматривал основную мотивацию главного героя. Изначально он был простым каторжником, ранее совершившим заурядное преступление и уже отбывающим наказание. Позже автор решил воссоздать картину преступления, начав с появления идеи о его совершении, и рассказать, почему главный герой решился на убийство человека.

Эволюция мотивов Раскольникова согласно черновикам Достоевского:

История создания преступление и наказание кратко

  • потребность в улучшении собственного финансового положения, возможность выбраться из нищеты;
  • желание очистить мир от зла, убив алчную и ничтожную процентщицу, и привнести добро, раздав ее деньги нуждающимся;
  • демонстрация власти ради власти.

В финальной версии произведения оправданием для убийства Алены Ивановны становится теория Раскольникова. Он разделяет людей на «властелинов», к коим он и жаждет примкнуть, и на «тварей дрожащих», недостойных жизни. В качестве духовного покровителя обнищавший студент выбирает Наполеона, являющегося в его глазах тем самым представителем меньшинства, которое с легкостью преступает закон для достижения собственных великих целей.

Глубина и дерзость «наполеоновской» теории сильно впечатляет Раскольникова. Он пытается опубликовать статью о ней в одной из петербургских газет. Периодическое издание закрывается. Статья теряется в недрах корреспонденции. Герой напрочь забывает о ней. По нелепому стечению обстоятельств ее печатают в другой петербургской газете, происходит это за два месяца до убийства. О том, что статья все-таки увидела свет, Родион Раскольников узнает только в процессе допроса, устроенного ему следователем Порфирием Петровичем.

 история создания преступление и наказание достоевского

Вседозволенность, которую Раскольников мечтает постичь, убив низшее существо, раскалывает его на части. Совершив запланированное, он с ужасом понимает, что уничтожил не «принцип», как планировал, а живого человека.

«Наполеоновскую» теорию Родиона Раскольникова нередко сравнивают с известной ницшеанской теорией о сверхчеловеке. Действительно, в их основах лежат сходные принципы. Однако посыл их отличается.

В теории Ницше сверхчеловек отрицает любую мораль. Раскольников обладает моралью, пусть и извращенной, преступной. Основное отличие трактата Ницше и книги Достоевского заключается в том, что немецкий философ поэтизирует силу и власть, воспевая эти догматы. Отечественный классик наглядно демонстрирует опасность, которую несет идея «наполеоновской» вседозволенности.

К тому же история создания романа Достоевского «Преступление и наказание» гласит, что эта книга была написана за десять лет до появления трактата Заратустры, поэтому искать фундаментальную связь между произведениями будет неправильно.

Тяжесть наказания

Композиционно роман состоит из шести частей, где преступлению отводится лишь первая из них. Остальные пять частей и эпилог — наказание для героя. Возмездие обрушивается на Раскольникова сразу после убийства старухи-процентщицы, когда он осознает глупость «наполеоновской» теории и никчемность собственной персоны.

Создание преступления и наказания достоевского

Все хладнокровие, с которым он надеялся выйти из сложившейся ситуации, покидает его. Жизнь превращается в настоящий кошмар. Еще некоторое время назад он ошибочно считал себя властителем, высшим существом, способным вершить человеческие судьбы. После преступления он превратился в загнанного зверя, терзаемого муками совести и страхом быть пойманным.

Последствия двойного преступления становятся неуправляемыми. Запланированное убийство процентщицы Алены Ивановны влечет за собой случайную смерть ее юродивой сестры Лизаветы. Произошедшее рушит жизнь набожного красильщика Миколки, берущего на себя вину главного героя из-за собственной страсти к покаянию. Но самой страшной потерей для Раскольникова становится смерть матери, которая заболевает, не сумев оправиться после вестей о преступлении сына.

Наказание Раскольникова предрешено и неотвратимо. Несмотря на то что у пристава следственных дел Порфирия Петровича нет прямых доказательств преступления, он испытывает студента, ставит над ним своеобразный психологический эксперимент и добивается его чистосердечного признания.

Эпилог романа посвящен пребыванию Раскольникова в сибирском остроге. Его приговаривают к восьми годам каторжных работ. Соня Мармеладова, к которой он обращается за спасением в минуты отчаяния, отправляется вслед за ним. Девушка хочет наставить его на путь истины и помочь обрести веру в высшие силы.

 преступление и наказание

О том, что такое каторга и что она делает с людьми, Достоевский знал не понаслышке. Он провел несколько лет своей жизни в заключении в Омске, куда был сослан за связь с социалистическим кружком петрашевцев. Именно на каторге он смог осознать свою религиозность. Позже писатель неоднократно признавался, что ему удалось выжить и сохранить свой надломленный дух только благодаря вере. Тяжелое испытание дало ему стимул к полной переоценке прошлого.

Достоевский всерьез раздумывал над тем, чтобы закончить роман смертью главного героя. Но в итоге он решил подарить ему жизнь через искупление грехов.

Каторжное наказание Раскольникова стало для него перерождением, он принял его со смирением и ждал только одного — исцеления израненной губительными размышлениями души.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

− 1 = 1

Adblock
detector