Роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова

Роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова Сочинения

Как и для каждого начинающего свой творческий путь писателя, Антону Павловичу Чехову необходимо было научиться выделять в своих произведениях значимую подробность, которая несла бы в себе идейную и эмоциональную нагрузку. Именно в таком выразительном элементе и проявляется главная задумка автора. Каждый, кто знаком хотя бы с некоторыми из его рассказов, убедился, что роль художественной детали в рассказах Чехова огромна.

Особенности и функции художественных деталей

Благодаря продолжительной работе в юмористических журналах писателю удалось получить навык написания коротких рассказов, которые содержат в себе довольно глубокий смысл. В его произведениях художественная деталь имеет характерные особенности:

  1. Заменяет целый ряд подробностей.
  2. Она единична и уникальна.
  3. Детально фокусирует внимание.

Нетрудно заметить, что автор часто использует этот прием в своих рассказах. Художественные детали исполняют ряд функций:

Чехов пишет рассказы

  1. Усиление некоторых подробностей.
  2. Показывает динамику изменений, происходящих в человеке.
  3. Является символом произведения.

Чехов — мастер художественной детали. Анализируя его произведения, мы невольно обращаем внимание на «чеховские детали» которые постепенно стали символом, художественным стилем писателя. Принято считать, что Чеховская драматургия разрушила школу, созданную Островским. Максим Горький отмечал, что благодаря емкой и наглядной детализации возникает ощущение, что мы можем прикоснуться к предметам.

В небольшом рассказе писатель может создавать целую жизненную драму. А. Чехов не отрицал свое мастерство, себя он называл человеком, умеющим «о длинном говорить коротко».

«Палата № 6» и «Флигель»

«Палата № 6»

Встретить прием художественной детали можно без исключения во всех сочинениях Антона Чехова. Характерной особенностью его произведений является описание бытовой ситуации, что, в свою очередь, отражает чувства и характер персонажа. Так, например, можно рассмотреть известную повесть «Палата № 6». Уже само название порождает в нашей голове серую картину. Маловероятно, что кто-то любит вынужденное пребывание в медицинских учреждениях, а первые слова автора лишь омрачают представление о месте, где будут происходить события.

«Флигель, окруженный целым лесом крапивы и репейника, крыша на нем ржавая… от штукатурки остались одни только следы…» — описание обстановки, которая окружает жителей палаты № 6 и на которую старается обратить внимание читателя автор, позволяет полностью понять душевное состояние находившихся там людей. Детальная обрисовка предметов, которые связаны с Андреем Ефимычем Рагиным, помогает создать образ неряшливого, философского и общительного человека.

«Человек в футляре» и «Хамелеон»

Наиболее известными произведениями, в которых трудно недооценить роль художественной детали в прозе Чехова, являются «Человек в футляре», «Хамелеон». Какие ассоциации возникают у человека при слове «футляр»? Ответ на этот вопрос и является причиной, по которой рассказчик выбрал для своего произведения именно такое название.

Главный герой — скупой на слова, замкнутый и обособленный от общества. Беликов чувствует себя комфортно лишь в своем доме. Постоянные опасения за будущее, критика в адрес всего мира. В рассказе не раз можно встретить своеобразное художество — отождествление с футляром — очки в чехле, зонт в чехле, и сам герой успокоился только лишь оказавшись в вечном «футляре» — гробу.

Знаменитое произведение «Хамелеон» было названо в честь животного, который обладает интересным инстинктом самосохранения. Хамелеон, почувствовав угрозу, меняет цвет своей кожи, чтобы стать менее заметным для опасного хищника.

Чехов показывает нам, что и в жизни существует огромное количество людей с подобными качествами.

Завидев какую-либо угрозу, человек-«хамелеон» старается не перечить, приспособиться к обстановке. Он становится незаметным. «То в жар, то в холод» — угодничество в целях самосохранения и чрезмерная любовь к самому себе.

Рассказ «Хамелеон»

Из-за того что произведения Антона Павловича не отличаются большим размером, при чтении любое описание бросается в глаза и позволяет окунуться в мир героя.

Без исключения в каждом произведении можно найти фрагмент описания, как могло показаться, на первый взгляд, незначительного предмета. Однако, дочитав до конца, читатель начинает понимать огромную смысловую нагрузку, вложенную в одну художественную деталь.

Важно отметить, что у Чехова не бывает ложных деталей.

По мере чтения каждая подробность снимает с себя маску и показывает стремление автора продемонстрировать исчерпывающую полноту изображения.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector