Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».
Художественное описание
Думы, песни и сказания легли в основу многих произведений Гоголя. Национальный колорит и украинская природа особо воспеваются писателем. Бескрайние степные просторы, красоты Днепра, летний знойный полдень и многое другое — эту россыпь драгоценных образов можно проследить в каждом его сочинении. «Тарас Бульба» вошел в мировую литературу как настоящее зеркало, отражающее особенности быта, языка, культуры людей того времени, а также как пейзажный портрет степного ландшафта.
Уже из отрывка второй главы произведения — описания степи в повести «Тарас Бульба», видно любовь писателя ко всему южному пространству, что она занимала: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Эти слова как точно характеризуют внутренний настрой автора, выдают его созвучность природе. Она предстает живым организмом со своим жизненным ритмом, укладом, настроением в зависимости от времени суток:
- Степь утренняя — роскошная, яркая, брызжущая цветами, блестящая птицами под полуденным солнцем, живущая тысячами разных звуков, благоухающая запахом цветущих трав. Бездонное синее небо контрастирует с зеленым атласом коврового покрывала, укрытого цветами. Птицы свили гнезда в этом неизмеримом океане диких растений. Степь живет этим сплетением растений, птиц, солнца, ветра! Она полна этой невидимой силой, напоена ей, вдыхает ее жизненное начало и одновременно питает все это своими соками! Природная мощь, могучие жизненные потоки брызжут через эти строки.
- Степь вечерняя — замирающая, успокаивающая, обволакивающая, курящая амброй и благовониями. Где каждый цветок готовится спокойно отойти ко сну, где на смену дневных птичьих трелей выходят треск кузнечиков и свист сусликов, а нагретая солнцем земля отдает свое благоуханное тепло воздуху. Волны свежего, легкомысленного ветерка бороздят просторы этого моря, поднимая легкую рябь. Вся поверхность земли медленно входит в сон, убаюканная звуками.
- Степь ночная — даже по ночам она не утихает. Она искрит огоньками светляков, трещит, свистит, стрекочет насекомыми, полыхает заревами пожарищ и заглядывает в казачью душу огромными блестками звезд под малороссийским небом. И каждый ее обитатель продолжает свою ночную песнь.
Языковые приемы
Анализ отрывка «степь» из «Тараса Бульбы» очень ярко и колоритно показывает настроение писателя, его отношение к родной природе. Для передачи радостного восхищения, что вызывает у Николая Васильевича степь, он использует следующие приемы :
- метафора: чайка роскошно купалась в воздухе, красные платки летали по небу, глядели ночные звезды;
- сравнение: крик лебедя как серебро, по небу как будто кистью наляпаны облака;
- использование множества глаголов для подчеркивания «живости» степи: ветерок дотрагивался, степь курилась, пар отделялся;
- изменение прямого порядка слов: брызнули цветы, синели верхушки;
- гипербола: неизмеримые волны диких растений; миллионы цветов; поверхность — зелено-золотой океан; каждый цветок испускает амбру;
- эпитеты: прозрачные облака, светящиеся черви, пестрое пространство, вольная степь.
Композиционные методы
Для реализации художественного замысла в описании степи Гоголь использует различные способы. Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:
- усиление,
- противопоставление,
- монтаж.
Прием усиления прослеживается в описании растительного покрова степи днем: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Автор усиливает эффект цветущего океана: здесь и там сквозят сине-голубые волошки, белеет кашка, желтеет дрок и наливается пшеница. Создан образ ночной степи, где каждая последующая деталь усиливает и дополняет предыдущую, создавая единый ансамбль. Дневная музыка затихала и сменялась другой — суслики свистели, кузнечики трещали, насекомые стрекотали.
Противопоставление можно проследить в описании девственной природы и отряда казаков. Красивый фрагмент из неспокойной жизни типичных представителей украинского казачества, островок природного спокойствия на фоне бесконечных междоусобиц. Природа противопоставляет свою размеренность, умиротворенность бессмысленной человеческой суете под названием «война».
Позади оставленный родимый дом, семьи. Впереди — неизвестность, возможно, смерть, кровь, хаос. Но сейчас — только степь с ее законами. Путешественники невольно подчинялись ее настроениям: «Выглянуло солнце, облило живительным, теплотворным светом степь и все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело». Души их очищались, слушая музыку степи.
Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.
Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.
Образ степи в повести «Тарас Бульба» несет именно эту смысловую нагрузку: верность Родине, патриотизм, радость от общения с природой, «чувство локтя» от родной земли. Нет ничего лучше и прекраснее своего края!!! В восторге то ли Бульба, то ли сам Гоголь восклицает:»Черт вас возьми, степи, как вы хороши!….»
Смысловая симфония
Трансформация смыслов в описании степи в «Тарасе Бульбе» очень образно воздействует на читателя и дает возможность увидеть всю красоту степной равнины Новороссийского пейзажа, вдохнуть образ летней природы. Можно почувствовать всю уникальность гоголевского языка в описании простых вещей: земля, растения, солнце, ветер и самых людей на конях. В тексте повествования ярко виден весь колорит жаркого, полнокровного лета, наложенный на образ бескрайней цветущей степи.
Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.
Отрывок «степь» из произведения «Тарас Бульба» — яркий пример «гоголевского» литературного языка с использованием сравнений, описаний, речевых оборотов и даже характерной ему своеобразной пунктуации.
И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.