Валерий Яковлевич Брюсов по праву считается основоположником русского символизма. Он оказал огромное влияние на молодых поэтов, которые стремились подражать ему и считали учителем. Кроме того, он занимался переводами произведений Верлена, По, Байрона, Уайльда, Гюго, Мольера и других, перевел много стихов армянских поэтов. В хронологической таблице Брюсова собраны основные даты и события его жизни для краткого ознакомления.
Детство и семья
Валерий родился 13 декабря 1873 года в Москве. Его дедом по материнской линии был купец и поэт Бакулин — его фамилию Брюсов иногда использовал как псевдоним. Дед по отцу был крепостным: в середине XIX века он выкупил семью и уехал в Москву, где начал торговать и купил дом на Цветном бульваре.
Отец мальчика, Яков Кузьмич, поддерживал идеи революционеров-народников и публиковал стихи в журналах. В 1884 он отправил в «Задушевное слово» письмо сына, в котором тот описывал летний отдых семьи — это была первая публикация мальчика. Яков Кузьмич увлекался скачками, проиграл все состояние в тотализаторе и заинтересовал ими Валерия. Первая самостоятельная публикация последнего относится к 1889 — в журнале «Русский спорт» была опубликована статья, защищающая тотализаторы.
Родители мало занимались мальчиком. Ему разрешали читать практически все, кроме религиозной литературы. Валерий читал и французские бульварные романы, и научные статьи, и книги по естествознанию, и Жюля Верна с Майном Ридом.
При этом Брюсов получил хорошее образование:
- С 1885 по 1889 он учился в частной гимназии Клеймана, откуда был отчислен за пропаганду атеизма.
- С 1890 по 1893 — в гимназии Поливанова, который оказал на будущего поэта значительное влияние.
- С 1893 по 1899 — в Московском университете на историко-философском отделении.
В последние годы учебы в гимназии Брюсов увлекся математикой, в университете интерес переключился на историю, литературу, искусство и языки.
Начало литературного пути
Первые стихотворные опыты Валерия относятся к 1881 году, в 13 лет он точно решил посвятить жизнь поэзии. Позднее он пробовал писать рассказы, но без особого успеха.
В конце 1890-х Брюсов увлекся французскими символистами — Верленом, Малларме, позднее — Бодлером. Поэты оказали огромное влияние на юношу. В 1893 он даже написал письмо Вердену, в котором сообщил, что является основоположником символизма в России и о решимости распространять его.
Поэт начал активно писать:
- В конце 1893 он создал драму «Декаденты. (Конец столетия)», в которой рассказывалось о любви Верлена и Матильды Мотье, а также об отношениях Верлена и Рембо.
- В 1894—1895 вышли 3 сборника «Русские символисты» со стихами самого Брюсова (под разными псевдонимами, чтобы создать видимость большого количества авторов. Полный список или их число неизвестны), Миропольского и Добролюбова. В третьей книге было напечатано известное моностихотворение «О закрой свои бледные ноги», которое было резко раскритиковано и высмеяно читателями и критиками. Сам автор не объяснял замысла, но в разговорах со знакомыми говорил, что это начало поэмы об Иуде, который увидел ноги распятого Христа.
- В 1895 вышел сборник Брюсова «Шедевры», он состоял только из его стихов. В нем прослеживаются идеи французских символистов «искусство ради искусства» и стремление уйти из дряхлого мира. Кроме того, поэт постоянно ищет новые формы и рифмы, обращается к необычным образам.
- В 1897 вышел сборник «Это я», в котором виден значительный прогресс, однако тема отрешенности от мира все еще близка ему.
В это же время поэт разрабатывает теорию символизма и сближается с единомышленниками. После окончания университета юноша поступил на работу в журнал «Русский архив».
Личная жизнь
Если в литературе Брюсов добился значительных успехов, то личная жизнь у него складывалась хуже. Он пережил несколько многолетних романов. Большая часть их них закончилась трагично:
- Его первая любовь, 25-летняя Краскова Елена, которой он посвятил много стихов 1892—1893, скоропостижно скончалась от черной оспы весной 1893.
- Позднее он познакомился с Натальей Дарузес (Талей) в Немецком клубе, в котором оба выступали на сцене. Они расстались в конце 1893, после чего Валерий встречался еще с несколькими женщинами.
- В феврале 1897 семья Брюсовых наняла для младших детей гувернантку Иоанну Рунт. Неожиданно для всех Валерий и Иоанна обвенчались 28 сентября. Детей у них не было, но некоторое время с супругами жил племянник Рунт Николай. После смерти мужа Иоанна опубликовала его неизданные произведения и дневники 1891−1910 годов, предварительно вычеркнув все любовные и эротические переживания.
Также поэт 7 лет был в «любовном треугольнике» с Андреем Белым и поэтессой Ниной Петровской — эти отношения легли в основу «Огненного ангела».
В 1911 у Брюсова начался роман с поэтессой Надеждой Львовой, которая была младше его на 18 лет. Из-за трудностей в любви девушка впала в депрессию и застрелилась в конце 1913. Валерий Яковлевич тяжело пережил ее смерть.
Этапы творчества
В 1899 году было основано издательство «Скорпион», его руководителем и идейным вдохновителем стал Брюсов. В нем печатались представители «нового искусства».
В 1904—1909 в Москве выходил журнал «Весы» — «рупор» символизма, самый авторитетный журнал с четкой программой. Его руководителем стал Брюсов, который и осуществлял тщательный отбор материалов.
В это же время в творчестве поэта прошло несколько этапов:
- В 1900 в «Скорпионе» выходит сборник «Третья стража», которым открылся урбанистический период творчества. Валерий Яковлевич воспевает городской пейзаж и ритм жизни, отмечает существующие социальные противоречия и предчувствие грядущих перемен.
- В 1903 выходит «Граду и миру» Брюсова, наполненный «гражданской» лирикой и любовной темой. После этого сборника поэт становится признанным «мэтром» символизма, на него начинают равняться молодые литераторы. Почти все известные авторы проходили период подражания Брюсову. Любопытно, что авторитет Валерия Яковслевича признавали не только символисты, но и футуристы, и акмеисты.
- Во время Русско-японской войны (1904−1905) Валерием Яковлевичем овладевают мысли о скорой гибели цивилизации и мира, об упадке искусства, о последних днях. Это настроение особенно ярко выражено в драме «Земля» (1904) и новелле «Последние мучения» (1906).
- В конце 1905 вышел сборник «Венок», который сам Брюсов считал вершиной творчества. Поэт рад грядущим переменам, разрушению привычного мира и освобождению из гнета.
- В 1910 активность символизма снижается. Брюсов начинает больше внимания уделять прозе и критике. В 1914 он уходит на фронт в роли военного корреспондента «Русских ведомостей», в его стихах преобладают патриотические настроения.
1914−1916 — творческий кризис и усталость, работы этого времени по большей части являются повторами прошлых. По мнению читателей, талант поэта исчерпал себя.
Революция и последние годы
В 1917 Брюсов выступил в защиту Горького. Последнего раскритиковала пресса за поддержку большевиков.
После революции участие в дооктябрьской литературной жизни Москвы Валерия Яковлевича не стихло. Он заведовал библиотечным и литературным отделами при Народном комиссариате просвещения, возглавлял Комитет по регистрации печати, работал в Государственном издательстве, был членом Моссовета и участвовал в подготовке Большой советской энциклопедии.
Одновременно он продолжил писать. Стихи этого периода в основном славят революцию и приветствуют наступление нового мира, они противоречат принципам молодого Брюсова — «не живи настоящим, преклоняйся только искусству». Но попытки найти новый стиль провалились: перегруженность ударениями, быстрый ритм, обилие неологизмов и терминов, излишний пафос не понравились ни критикам, ни читателям.
9 октября 1924 Брюсов умер от воспаления легких и был погребен на Новодевичьем кладбище рядом с семьей.
Краткая биография
Валерий Яковлевич прожил всего 50 лет. Он застал революцию и тепло принял ее, в последние годы активно занимался издательской деятельностью.
В хронологической таблице жизни и творчества Брюсова кратко изложены важнейшие события его биографии:
Дата | Событие |
13 декабря 1873 | Дата рождения |
1885−1893 | Учеба в гимназии |
1893 | Увлечение французскими символистами и первые шаги в литературе. Драма «Декаденты» |
1893−1899 | Учеба в Московском университете |
1895 | Сборник «Шедевры» |
1897 | Сборник «Это я». Свадьба с Иоанной Рунт |
1900 | Сборник «Третья стража» |
1903 | Сборник «Граду и миру» |
1904−1909 | Редактор журнала «Весы» |
1905 | Сборник «Венок» |
1914 | Отъезд на фронт военным корреспондентом |
1917−1919 | Глава Комитета по регистрации печати |
1919−1921 | Председатель Президиума Всероссийского союза поэтов |
1919 | Принят в члены РКП (б) |
1920−1924 | Печать последних 5 сборников |
9 октября 1924 | Дата смерти |
Основоположник символизма в России Брюсов прожил всего полвека. Он всю жизнь посвятил литературе и поэзии, также проявил себя как переводчик, критик, прозаик и литературовед.