Астафьев Виктор Петрович — один из наиболее заметных талантов в истории русской литературы второй половины XX века. Знакомство с краткой биографией Виктора Астафьева позволяет понять, как много испытаний выпало на долю писателя, и оценить глубину осмысления судеб России в его произведениях.
Жизнь и творчество писателя
Творчество Астафьева через повороты сюжета произведений и образы героев непосредственно отражает его богатый жизненный опыт. События нелегкого детства получили воплощение в повести «Перевал», фронтовое знакомство с будущей женой — в «Звездопаде».
Детство и начало пути
Родился В. П. Астафьев в сибирском селе Овсянка в 1924 году в семье крестьян Лидии Ильиничны Потылицыной и Петра Павловича Астафьева. Виктор рано остался без попечения родителей — его мать утонула в Енисее, когда мальчику было всего 7 лет, а отец за порчу социалистического имущества был осужден и получил срок.
Несколько лет мальчик оставался на попечении своей бабушки Екатерины Петровны. Это время запечатлелось в памяти будущего писателя как самое светлое в его жизни — впоследствии в автобиографическом цикле рассказов «Последний поклон» он воссоздаст с непередаваемой любовью и нежностью портреты своей бабушки, деда, односельчан, образы суровой сибирской природы и трогательные воспоминания о сельских учителях.
После выхода из тюрьмы отец Виктора повторно женился и забрал мальчика в новую семью, переехав в Игарку в расчете на хорошие заработки. Жизнь мальчика на новом месте не задалась — отец вел беспорядочный образ жизни, мачеха откровенно недолюбливала пасынка, и после того как отец оказался в больнице, Виктор в прямом смысле слова очутился на улице. Бродяжничал, жил в заброшенной парикмахерской, а после инцидента в школе попал в детдом, где и воспитывался до 1941 года.
Уже в интернате Виктор проявляет недюжинные способности в русском языке и литературе, его школьное сочинение впоследствии станет основой рассказа «Васюткино озеро». Школу он не закончил, поступил в фабрично-заводскую школу и устроился на железнодорожную станцию составщиком поездов.
Великая Отечественная война
Виктор Астафьев попал на фронт добровольцем в феврале 1942 года. На фронте он успел побывать шофером, разведчиком и связистом. За выполнение боевой задачи (восстановил линию связи на передовой под обстрелом противника) Астафьев получил медаль «За отвагу». Рядовым участвовал в боях:
- на первом Украинском фронте;
- форсировании Днепра;
- в наступательной операции в Каменец-Подольском.
Будущий писатель был отмечен наградами «За освобождение Польши» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 годах».
Конец войны застал его в должности сортировщика писем под Винницей — из-за ранений и контузии он не мог больше участвовать в боевых действиях. Там же он познакомился со своей будущей женой Марией Корякиной.
Военная тема долгие годы оставалась лейтмотивом его произведений. В отличие от многих авторов, пишущих на тему Великой Отечественной, Астафьев никогда не придавал ей пафосно-героической окраски. Война в его романах показана явлением такой силы, что оно разрушает и испепеляет героев изнутри, несмотря на очевидную цельность и силу их духа. В повести «Звездопад» война сводит на нет романтические устремления главного героя, ужас пережитого перекрывает чувства, и любовь истончается, умирает.
В романе-эпопее «Прокляты и убиты» Астафьев показывает, как война провоцирует все самое низменное в человеческой натуре, и высказывает мысль, что такие страдания посланы русскому человека в наказание за неверно выбранный путь.
Зрелые годы писателя
Мария Корякина и Астафьев женятся в 1945 году и приезжают на Урал в родной город Марии — Чусовой. В послевоенное время Астафьев перепробовал множество занятий: работал учителем, разнорабочим, слесарем, вахтером на мясокомбинате.
Виктор всегда испытывал интерес к книгам и, следуя своей страсти, вступил в местный литературный кружок. Вскоре ему предлагают работу журналистом в газете «Чусовский рабочий», где и публикуют его рассказ «Гражданский человек». Работа в газете утвердила его в стремлении связать свою жизнь с печатным словом, а главное, позволила отточить словесное мастерство, и уже в 1953 году издается книга для детей «Огоньки», а в 1953 — роман «До будущей весны». Успешно публикуется роман «Тают снега», повествующий о восстановлении колхозов после войны. В год его выхода Виктора Петровича принимают в Союз писателей.
Широкую известность Астафьеву принесли лирические произведения «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад», в которых он отразил личные переживания: раннее сиротство, чувство одиночества и потерянности.
В 1959 году Астафьев отправляется в Москву на двухгодичные литературные курсы. Оттачивал мастерство писатель с такими в будущем известными литераторами, как Евгений Носов, Юрий Гончаров, Анатолий Знаменский.
В 1962 году Астафьев с семьей переезжает в Пермь, где из-под его пера выходят знаменитые произведения, которые сделали узнаваемым его имя: «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Кража». Тогда уже формируется оригинальный стиль и поэтика писателя, которые выражаются в сочетании крайней реалистичности, документальности изображения жизни, и крайней же лиричности, стремления вовлечь читателя в эмоциональный фон повествования. Роман «Пастух и пастушка» до сих пор остается образцом фронтовой лирической прозы.
В 1969 году Виктор Петрович переезжает в Вологду. В интервью писатель признается, что был поражен красотой русского севера, его суровой притягательностью. В Вологде Астафьев создает повести «Царь-рыба», пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха».
В 1980 году Астафьев возвращается на родину, в Сибирь. Именно там выходят его самые тяжелые творения: «Печальный детектив», «Людочка». Тональность произведений теперь гораздо более жесткая — в «Людочке» писатель приходит к выводу о черствости и равнодушии человеческой натуры, такие же мысли одолевают главного героя «Печального детектива» Сошнина.
В 90-е годы выходит эпопея «Прокляты и убиты», получившая неоднозначные оценки критиков, и повесть «Так хочется жить». Рецензенты романа «Прокляты и убиты» осуждали писателя за излишнюю реалистичность и сгущение темных красок при описании нравов, царивших в казармах военного времени.
Интересные факты
В воспоминаниях родных и друзей писатель предстает противоречивым человеком. Неприятие компромиссов, категоричность, но вместе с тем ранимость и восприимчивость — таким описывают его близкие.
Интересные факты из жизни Виктора Петровича:
- Астафьев так интересовался печатным словом, что причиной, побудившей его познакомиться со своей будущей женой, стал им подслушанный ее разговор с подругами о книгах.
- Писатель был очень дружен с Николаем Рубцовым. В их первую встречу в Вологде поэт очень не понравился его жене, и она потом со смехом вспоминала, что никогда бы не подумала, что Рубцов станет настолько близким другом семьи.
- У писателя был очень неуживчивый, взрывной характер. Несколько раз он уходил от жены из-за домашних скандалов, не оставляя сообщений, куда и как надолго уехал.
Невозможно оценивать культуру России XX века без упоминания творчества Виктора Петровича. Для настоящего и будущего поколений важно сохранять память об этом неординарном человеке и изучать его наследие. Журналистом Ростовцевым Ю. А. была подготовлена полная биография Астафьева, особо ценная тем, что в ней представлены письма и воспоминания современников писателя. В его родном селе Овсянка организован дом-музей писателя, а также по воспоминаниям свидетелей воссоздана изба его бабушки Катерины Петровны.
Своей судьбой писатель повторил сложный путь России XX века: застал раскулачивание и нищету во время коллективизации 30-х годов, познал тяготы войны и трудного послевоенного периода, безвременье 90-х годов после распада СССР. Тем ценнее кажется его творчество в свете осмысления судеб русского народа и жизни русского села.