В 19 веке на смену барокко в живописи приходит неоклассицизм. Основоположником французского стиля ампир и неоклассицизма по праву считается Жак-Луи Давид. Краткая биография этого художника открывает лишь небольшие вехи из насыщенной яркими событиями жизни великого художника Франции. Его картины любили или ненавидели еще при жизни, а сам Ж. Л. Давид до конца своей жизни оставался верен своим принципам.
Детство и юность
Биография будущего художника начинается в Париже, где он появился на свет 30 августа 1748 года. Родители называют его Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David). Мальчик лишился отца, когда ему было 9 лет, и отдан матерью на воспитание дяде.
С детства Жак-Луи проявлял художественный талант. Его отдают в Колледж Четырех Наций, а также он берет уроки по рисованию и скульптуре в Академии Святого Луки. По рекомендации родственника Жака-Луи отдают в ученики известному художнику Жозефу Вьену, мастеру раннего неоклассицизма и ярому поклоннику античного искусства.
Под его влиянием Жак-Луи увлекается античностью, творчеством Рафаэля и Микеланджело. С 1775 по 1780 он учится во Французской Академии в Риме.
Личная жизнь художника
О личной жизни Давида кратко можно сказать следующее: в 1782 году он вступает в брак с Шарлоттой Пикуль.
У них рождается четверо детей. В 1792 году они разводятся, так как его жена была убежденной роялисткой и у них были политические разногласия. Но Жан продолжает любить Шарлотту.
Когда до нее доходит сообщение, что Жак арестован и ему грозит казнь, она предпринимает все возможное, чтобы освободить его.
В 1796 году они снова заключают брак и уже не расстаются до самой его смерти. Шарлотта Пикуль переживет мужа всего на один год.
Творчество и политические взгляды
В 1783 году Жак-Луи становится членом Французской Академии живописи. К нему приходит известность после написания им картины «Клятва Горация». Каждый школьник сегодня знает, кто написал это произведение. Оно стало визитной карточкой живописца. Картина соответствовала революционному духу того времени и смогла передать народу Франции доклад от Жака — Луи Давида о необходимости протеста.
В возрасте 35 лет он становится художником при дворе Людовика XVI. Революционное движение захватывает живописца, и он принимает в нем активное участие. Давид заводит дружбу с такими деятелями французской революции, как Марат и Робеспьер. В 1792 году его избирают депутатом Национального Конвента, где он голосует за смерть Людовика XVI и Марии Антуаннеты. Революция стала основной идеей его полотен, написанных в то время:
- «Смерть Марата».
- «Клятва в зале для игры в мяч».
В 1794 году после переворота за свои революционные взгляды Давид был посажен в тюрьму. От смерти его спасает только известность и всеобщее признание. В 1796 году Ж. Л. Давид становится свидетелем триумфального въезда в Париж Наполеона. Он становится ярым поклонником Бонапарта и его придворным художником.
Пишет «Портрет Наполеона на перевале Сен-Бернар», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов», «Наполеон в коронационном облачении».
Изгнание и смерть
После того как армия Наполеона потерпела поражение, к власти пришли Бурбоны. Они не простили живописцу его политических взглядов и изгнали из Франции. Остаток жизни он проводит в Бельгии, основная его работа — обучение учеников. Он продолжает писать картины, полностью утратив интерес к политической деятельности.
Жизнь художника прерывается в декабре 1825 года. Похоронен он в Брюсселе, так как власти Франции отказали родственникам в просьбе привезти его тело в Париж. Сын художника смог тайно перевезти и захоронить его сердце на родине, в Париже. Бесценно наследие, которое оставил Давид. Кратко список его работ:
- «Купидон и Психея».
- «Гектор».
- «Гнев Ахиллеса».
- «Смерть Марата».
- «Парис и Елена».
- » Смерть Сократа».
- «Портрет папы Пия VII».
- «Святой Иероним».
- «Люксембургский сад в Париже».
- «Мадам Рекамье».
- «Портрет Анриетты де Вернинак».
- «Прощание Телемаха и Эвхариды».
- » Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Давид написал картину «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо» в честь аристократа, голос которого был решающим во время голосования за казнь Людовика XVII. Дочь Лепелетье ненавидела отца за это и сжигала все репродукции этой картины.
Ей удалось выкупить оригинал и уничтожить его. Сохранилась только чудесным образом уцелевшая репродукция этой картины.