Период Просвещения во всемирной истории относится к концу XVII — началу XIX века. Он начался после периода Возрождения. Если говорить кратко, особенности философии эпохи Просвещения сочетают в себе три ключевые понятия: ум, рационализм и науку. В основе эры — вера в человеческие возможности, особое внимание уделяется исследованиям и возрождению творческого познания, которое всячески пыталась убить инквизиция. Это стало началом научно-технического прогресса и общего развития человечества.
Основа эпохи
Развитие Просвещения охватило территории Западной Европы, начало революционного процесса произошло в Англии. Одним из сподвижников стал Локк, во Франции философия этого периода находилась на пике популярности благодаря деятельности Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтера.
В Германии также произошел всплеск активной просветительной деятельности и прогрессивных открытий. Что касается России и Северной Америки, то здесь Просвещение не успело проникнуть во все сферы общества, но благодаря деятельности учёных были сделаны шаги к будущему прогрессу.
Сам термин «просвещение» появился благодаря Вольтеру, а уже Кант дал полное трактование. Мыслитель эпохи Просвещения считал период нормальным процессом развития человеческой расы с максимальным использованием умственного потенциала. Хотя в разных странах этот период проходил по-своему, все же идеи были похожи. К ним относились:
- Демократизм. Каждый человек мог выражать своё мнение или предлагать идеи для развития общества. Это была не просто возможность «пофилософствовать», но и шанс для научного реформизма.
- Рационализм. Разум был основой всех открытий, именно в силу человеческого познания верили просветители.
- Прогрессизм.
- Антиклерикализм. Религиозные догматы не давали науке возможностей для развития, поэтому в период Просвещения идеология церкви была отвергнута.
Также для этой эпохи свойственен исторический оптимизм, благодаря которому и происходило непрерывное прогрессирующее движение идей. Наука стала основой развития общества, а история — примером прохождения человечеством разных испытаний и поисков истины.
Начало науки
В Великобритании движение просветителей было активным, что дало свои результаты, ведь здесь естественные науки не только подарили миру новые открытия, но и произошло развенчание религиозных мифов. Представители течения называли себя деистами — людьми, что не опровергают создания мира Богом, но дальнейшее развитие человечества не связывают религией. Английский деизм проповедовали только элитные представители общества, что добавляло течению важности.
Благодаря принципам, которые раскрывали представители эпохи просвещения, произошло становление промышленного производства, активное развитие инженерной отрасли.
Философский аспект течения заключается в том, что все люди обладают силой, способной изменить окружающий мир. Двигателем физических качеств является разум, именно он создаёт мир руками людей. Благодаря умению думать и анализировать человек стал «властелином природы».
А также разум способен спасти человека от ограничений и религиозного обмана. По мнению представителей Просвещения, социально-политический аспект общества невозможен без деизма, ведь вера — пассивное ожидание чуда свыше и полная бездеятельность, в то время как разум ищет пути развития и помогает человечеству двигаться вперёд.
Просвещенский материализм Франции
Если в Англии популярным было направление деизма, то во Франции акцентировали внимание на материализме. В основе всего физическая материя, которая определяет сущность всего живого, понятие божественного начала мира аннулируется, как и восприятие бога. Согласно учениям материалистов мир является бесконечным, неограниченным и вечным, пространство и время не имеют на него влияния.
Поскольку материя не держится на месте, а постоянно двигается, то и развитие человечества, как части материи, постоянно пребывает в динамике. Вскоре это привело к некому фатализму, ведь все предречено судьбой и освободиться от фатума нереально. Французский философ Дени Дидро отказался от этой догмы и проповедовал взаимосвязь между разными биологическими видами и возможными вариантами развития материи. Важными элементами прогресса материалисты считали:
- Силу воли.
- Сознание просвещения.
- Разум.
В России императрица Катерина II была ярким примером новаторства и цивилизованности в плане просвещения масс. Благодаря ей в то время акцентировалось внимание на образовании и изучении разных наук. Вольтер же отбрасывал наличие души в человеческом теле и считал его настоящим механизмом, которым управляют чувства и желания на уровне инстинктов.
Благодаря постоянной борьбе религии и «механистического» материализма появились целые направления и школы, проповедующие новую философию. В Англии популярным было учение Беркли, который утверждал, что нет никакой материи, только человек и окружающее пространство. Людям под силу понять мироздание и даже управлять им, ведь они являются вершиной прогресса. Основные аспекты учения философа были популярны только в Англии.
Философия истории
Не только индустриальный прорыв был характерным для эпохи Просвещения. Произошло социально-правовое преобразование общества. Частная собственность, интересы человека и обозначение личностного пространства стали основой дальнейшего развития эпохи. На прорыв повлияли факторы:
- Полный отказ от феодализма.
- Наказания в виде лишения имущества и жизни.
Но уже выход «естественных правовых законов» обозначает желание общества изменить стандартный устрой и перейти на новый уровень социального регулирования. Это и необходимая защита юридических прав для частной собственности и интересов человека. Список философов эпохи просвещения можно продолжать ещё долго, ведь в зависимости от территории добавлялись новые аспекты течения.
Гердер и Кондорсе утверждали, что главное — это просвещение разума, ведь без него невозможна правильная расстановка жизненных приоритетов. Именно для этого выдающийся мыслитель Кондорсе предлагал увеличить количество печатания книг. Гердер же акцентировал внимание на природе, как основном элементе жизни.
Люди должны проявлять сострадание и сочувствие, быть ответственными за свои поступки перед другими. Деспотизм, по мнению философа, приводит к ожесточению и деградации общества, поэтому люди должны обожествлять изобретателей и присоединяться к научно-техническому прогрессу. Позже удалось сформулировать и назвать основные черты образца гуманности. Ими стали доброта, трудолюбие и образование.
Сомнения в образовании
Не все самоотверженно шли за просветителями-философами, верующими в научно-технический прогресс. Хотя сила разума и науки были достойными поводырями в мире, выжившем после Инквизиции, этого было недостаточно для полного погружения человечества в эру Просвещения. Кроме исследователей, появились и сомневающиеся мыслители, для которых научная точка зрения была недостаточным аргументом для принятия важности материи.
Это имело и политический подтекст, ведь в неспокойное время близился социальный переворот. Одним из главных мыслителей, опровергающих материю, был Юм. Он считал, что чувства и эмоции намного ближе материи, поэтому человеческую жизнь и существование мира в целом можно объяснить только через внутренние переживания и ощущения. Поэтому теория Беркли была ему намного ближе, нежели доводы материалистов.
Поиски ответов на вопросы привели Юма к религиозной тематике, куда философ погрузился практически на большую часть своей жизни. Учёный считал, что объяснить мир через материю нереально и был приверженцем божественного начала. Также личный опыт не поможет в познании мира, ведь это субъективный взгляд. Позже Кант углубился в исследования таблицы Юма и пришёл к выводу о частичном познании природных процессов. Благодаря философским размышлениям развеялось множество мифов в науке и религии.