Сложная иерархия, многофункциональное управление и возможность народа принимать участие в жизни государства — такой была Священная Римская империя германской нации, основанная германским королём Оттоном I. В основе создания государственного образования был феодализм и теократия. Именно это, по мнению короля, помогло возродить империю, созданную Карлом Великим в 800 году. Но, как известно из истории, идеальных государств нет.
Начало государства
Впервые название «Римская империя» был использован Карлом Великим, все дальнейшие императоры отказались от этого и называли себя просто. Например, император Август добавлял к титулу принадлежность «римлянин». Словосочетание «Римская империя» стало регулярно использоваться с X века.
После того как в 962 году Оттона І Великого короновали, он утвердил верховенство своей власти над церковной, отодвинув Папу Римского на второй план. Но понтифик Иоан ХІІ не хотел с этим мириться и вскоре поплатился чином.
Что касается власти правителя, то в какой-то период она опиралась на традиции Европы. Без надёжной поддержки Рима государственное образование не могло нормально развиваться, ведь по всех учебных заведениях духовность была выше здравого смысла. Это отразилось и на функциях власти. Правитель должен воплощать следующие факторы:
- Полное и безоговорочное покровительство католицизма на всей территории государства.
- Защита империи от возможных угроз.
- Сохранение единого духовного пространства. За все годы существования империи этот закон никогда не нарушался.
Народ поддерживал правителя, ведь такая концепция давала надежду на возможное возрождение былого могущества огромной империи. Но церковь хотела вернуть свои позиции. В жестокой борьбе за инвеституру проиграл Генрих IV, после чего был отлучен от церкви. После дети правителя начали ополчаться против него и поддерживать папские догматы.
Что касается Римской империи, то с изменением власти, менялись и титулы. Уже с 1442 года немецкие земли, вошедшие в империю? стали влиять и на титул. А указы императора Фридриха ІІІ от 1486 года упоминают «Римскую империю немецкой нации». Термин просуществовал до 1806 года, также появилась аббревиатура СРИГН.
Религия как основа власти
За все годы существования Священной Римской империи всегда в основе присутствовала идея общеримского христианского единства. И если в некоторые периоды церковь находилась под сильным влиянием римской власти и строгих законов, то было время и на «освобождение» от давления. Благодаря средневековым мыслителям учения о церкви выглядели более позитивно за счёт политического подтекста и философского подхода.
За время правления Августина религия воспринималась как догма, и не все люди понимали «пути Господни». Но благодаря комментариям Отцов церкви на книгу Даниила все усвоили, что империя защищена от злых промыслов и может погибнуть только от руки Антихриста. Со временем последний из великих примеров государства стал настоящим оплотом единства христианской общины.
В 800 году случилось знаменательное событие, а именно разрыв связей Папы Римского Льва ІІІ с Константинополем. Благодаря чему церковь с духовного смогла перейти в политический аспект, её трактование основывалось на нескольких факторах:
- Миром должен править единый политический основатель.
- Церковь полностью контролирует и поддерживает правителя.
- Мир служит императору, а император — Церкви.
Сферы влияния и Церкви и императора полностью защищены Божьей помощью. Карлу Великому практически удалось воплотить основу «Божьего государства», но уже внуки правителя развалили империю и нивелировали значение духовности и религии в жизни государства.
Образование и устои империи
Первый император, с которым связывают развитие образования в истории империи — Оттон І. Расцвет государства выпадает на XI—XII вв. В состав империи входили Германия, Италия, Бургундия и Чехия. Именно на территории Германии находилась большая часть образовательных заведений.
Власть императора отличалась от правительства в других странах, здесь не было получения власти по наследству. В выборах нового правителя принимали участие курфюрсты или князи-выборщики из тех территорий, что входили в состав империи. Это давало возможность регулирования политических отношений. Государство называло себя правопреемницей империи и державы, созданной Карлом Великим. Даже после распада великого государства и пересечения известной династии Каролингов общеевропейское правление было сохранено вместе с правовым статусом империи.
При провозглашении первого императора, коронованного железной короной лангобардов, что давало ряд привилегий для всех дальнейших императоров, в государстве начались конфликты между крупным дворянством, влиянием церкви и возможностями императора. Если сначала вопросы удавалось регулировать, то в будущем римская католическая церковь была твёрдо уверенна, что император мешает налаживать связь с народом.
Борьба между религией и политикой шла долго. Только в 1059 году, когда к власти пришла Франконская династия, Римские папы вышли из-под контроля власти. Эту дату можно назвать началом конца влияния на церковь императором. Только Генрих V смог договориться с церковью и заключить договор с Папой Римским. Интересным пунктом договора была бедность церкви. Наследники папы жаловались, что он ограбил церковь, ведь пришлось отказаться от всех богатств.
Германские императоры
После возникновения империю называли одной из самых могущественных в мире. Хотя Оттон I и пытался восстановить империю былых времен и практически смог воплотить мечту в реальность, его территории на карте были меньше, нежели Карла Великого. К этим землям относились:
- Германия.
- Северная и Центральная Италия.
Некий суверенитет получали и пограничные области.
Провозглашённый великий императорский титул не давал королям Германии больше полномочий, но они стояли выше всех королевских домов Европы. Правление императоров в Германии можно назвать налаженным механизмом, нежели самостоятельным процессом. В дела раннефеодальных вассалов они практически не вмешивались, полностью доверяя поддержке епископов ломбардских городов. Уже с 1046 года Генрих III получил право назначать пап, благодаря этому он смог внедрить в Риме церковное управление, которое соответствовало каноническому праву. После смерти Генриха III удалось его ликвидировать.
Гогенштауфены на престоле
Былой компромисс канул в Лету, и новые страсти за верховенство церкви разгорелись при правлении Фридриха I Барбароссы. Он занял трон 30 лет спустя первого перемирия. Новым поводом войны между религией и политикой на этих землях стали разногласия о принадлежности итальянской монархии. Согласно данным википедии Священная Римская империя переживала период наивысшего престижа и могущества в это время.
Система управления была полностью централизована, феодальный сюзеренитет был установлен, а итальянские земли покорены. Принято считать, что благодаря супружеским связям Гогенштауфенов удалось полностью окружить папские владения землями Священной Римской Империи (СРИ). Дальше могущественная империя начала терять силу из-за начала гражданской войны.
Преждевременная смерть Генриха в 1197 году привела к развитию борьбы. Германские князья выторговали право делать на своих землях всё, что им захочется. Фридрих ІІ за эту «услугу» смог вернуть короне былую славу. После Гогенштауфенов коронаций новых императоров не происходило, корона оставалась в немецких руках.
Но империя продолжала существование ещё на протяжении более пяти столетий именно благодаря связи с германским престолом. Если описывать кратко этот период, то характерным было превосходство германской знати над италийскими феодалами. Название империи в этот период немного поменялось и к титулу добавилась «германская нация».
Даже после упадка государства Данте и Петрарка пытались возродить былую славу в своих произведениях, списки которых были в каждом учебном заведении для краткого изучения. Определение палой империи вместе с суверенитетом ограничивались Германией.
Связь с папским престолом продлилась практически до XV века, после чего оборвалась, когда немецкие короли взяли за правило принимать титул и корону на своей земле, а не ездить за этим в Рим. Дальше произошло усиление власти князей и изменение прав императора, что негативно сказалось на функционировании империи. Крах СРИ пришелся на XVI век, когда начался процесс Реформации. Но даже сегодня это один из примеров могущественного некогда государства со своими законами и уставом.