Анализ произведения Астафьева «Царь-рыба»

Царь-рыба Сочинения

Вмешательство в природу происходит год от года все интенсивнее. В 60−70-е годы XX века в ее защиту выступили писатели. Не остался в стороне и Виктор Астафьев, который с помощью слова пытается «образумить людей и остановить разорение земли». Одна из его книг о взаимоотношении природы и человека — «Царь-рыба». Анализ произведения поможет учащимся лучше понять его смысл и подготовиться к ЕГЭ.

История создания, тема, жанр

Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.

А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.

Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.

Айтматов

К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:

  • «Комиссию» Залыгина;
  • «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
  • «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Если в русской классике звучало лишь любование природой, ее величием и красотой, то уже в начале XX столетия с развитием технического прогресса появилась опасность ее гибели и исчезновения с лица Земли.

Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: Есенин, Куприн, Платонов, Булгаков и другие.

Астафьев

В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу. Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.

Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».

Таким образом, «писатели-деревенщики», размышляя о проблемах природы и человека, человечества и техники, считали, что до революции крестьяне и земля хорошо ладили между собой, а об экологии заговорили, когда города стали поглощать сельские поселения, и в деревнях оставалось все меньше людей.

Галерея положительных героев

Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.

Вечерняя тайга

Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.

К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.

Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:

  • «Капля»;
  • «Поминки»;
  • «Туруханская лилия»;
  • «Сон о белых горах».

Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.

Аким

Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.

Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.

Образы браконьеров

В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».

Браконьеры

Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».

Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.

И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.

И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.

Художественное своеобразие изображения природы

Уже само название является переосмысленным фольклорным образом, с помощью которого писатель, как никто другой в литературе, тему борьбы с потребительским отношением к природе и жизни считает наиважнейшей. Ведь вовсе не зря символическая память о царь-рыбе хранится до сих пор у жителей поселка. К примеру, чистая стилилизация русского фольклора в следующем совете чушанского «деда»: «А ешли у вас, робята, за душой што есь, тяжкий грех, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой. Попадется коды — отпушшайте сразу».

Зиновий Утробин

Это прием пародии, заключающий в себе элемент трагедии. Сатире подлежит и вечный миф о человеке, как царе природы. «Всей природы царь» — это деловитый, аккуратный, непьющий, с первого взгляда во всем положительный «механик» Зиновий Утробин, но и он оказывается таким же уязвимым, как пойманная им рыба, потому что занимается браконьерством. Астафьев, верный проблематике своего произведения, хочет сказать, что все эти охотники и рыболовы своим «нелегким» трудом приближают гибель тайги и всего живого в ней.

Фольклорное начало можно заметить и в названии поселка — Чуш, где, как в народной сказке, живет «угрюмый и потаенный сброд», один из них — «бросовый человечишко» Дамка, который даже родился по недоразумению. Согласно словарю Даля, этот термин обозначает «вздор, чепуху, нелепость», сборище зла и несправедливости. То ли по оплошности, то ли специально Астафьев сделал это слово мужского рода.

Любимым его приемом являются символы, и за каждым из них — огромное художественное пространство. Особый смысл несет образ царь-рыбы: она, согласно древнему сказанию, является символом всей природы, а человек, которому последняя дала жизнь, посмел на нее напасть. Покалеченная и избитая Игнатьичем, рыба не покорилась и уплыла от него. Прием хронологического действия сюжета, обращение к прошлому используется автором с целью осмысления жизненного опыта.

Памятник Царь-рыбы

Размышляя над историей и становлением характеров персонажей, писатель приводит читателя к следующему выводу: жизнь людей и развитие экономики в стране не должны существовать раздельно. Во Вселенной все гармонично и подчиняется законам развития природы и человека.

Показывая жизнь Сибири, её прошлое и настоящее, подходя со всей внимательностью к истокам народной культуры, Астафьев доказывает глубокую веру сибиряков в доброту и справедливость, несмотря на нравственную глухость отдельных слоев общества.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector