Краткий анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»

Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» Анализ стихотворений

«…Истинное произведение искусства. Я не могу читать без слёз», — говорил, как следует из рассказа очевидца, Лев Николаевич Толстой о стихотворении «Тени сизые смесились». Анализ этого произведения Тютчева поможет разобраться, какие художественные достоинства побудили классика русской литературы дать тексту столь высокую оценку и справедлива ли она.

Даты написания и публикации

Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.

Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .

Тютчев и Эрнестина

Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».

Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).

Основная мысль и композиция стиха

Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» написано в жанре элегии, который можно охарактеризовать как поэтическую зарисовку трогательного печального настроения, вызванного размышлениями над сложными житейскими вопросами. Элегия отличается от философской лирики тем, что автор не раскрывает в ней причины своей тоски и не описывает ход грустных мыслей, а просто делится ощущением, близким к отчаянию. Не зная обстоятельств, читатель подсознательно сопереживает лирическому герою, проводя параллели с собственными переживаниями, вспоминая о своих мучительных проблемах — это придаёт стихам характер глубокого художественного обобщения.

Композиционно текст делится на две части:

Описание сгустившихся сумерек

  • Первая начинается с описания сгустившихся сумерек. Пейзажа нет как такового, и неизвестно, где встречает героя этот вечер. Только одна деталь — полёт мотылька — позволяет предположить летнюю пору в деревне. Окружающий мир словно исчезает, погружаясь в тень, отзываясь лишь «дальним гулом», и внутреннее бытие страдающего человека попадает в центр внимания. Ночная тишь царит вокруг, и тьма живёт внутри, поэтому они легко сливаются в единое целое: «Всё во мне, и я во всём!» — эмоционально восклицает автор.
  • Второе восьмистишие сделано в форме обращения к сумраку. Здесь много глаголов в повелительном наклонении (лейся, переполни, смешай). Лирический персонаж элегии надеется, что ночная мгла успокоит душу, позволит ей забыться сном и отдохнуть от неотвязных мыслей и глубоких переживаний. Интересно, что, используя глаголы, характерные для описания движения воды, Тютчев как бы сгущает темноту до состояния плотной жидкости, погружает читающего в её душистые волны.

Несмотря на преобладающую в произведении тёмную гамму цвета и настроения, стих не несёт в себе состояния безысходности, ведь ночь — это естественная часть жизни. За яркими короткими строчками несложно прочитать несгибаемый жизнелюбивый характер поэта, рассмотреть его решимость не отступать, пережить трудные времена, набраться сил для будущих перемен к лучшему.

Средства выразительности языка

Синтаксический анализ «Сумерек» Тютчева показывает, что одарённый поэт обладает богатым арсеналом художественных приёмов создания краткого, ритмичного, эмоционально насыщенного текста. Среди них можно выделить следующие:

  • четырёхстопный хорей, двусложный размер, ударение в котором падает на первый из слогов;
  • перекрёстные рифты (А-В-А-В) с чередованием женского и мужского окончания строки;
  • эпитеты, художественные определения, в которых преобладает таинственность, например «зыбкий», «незримый», «невыразимая»;
  • метафоры, иносказательные образные выражения — «мгла самозабвенья», «звук уснул»;
  • риторические восклицания и обращения к неодушевлённому сумраку, как к живому существу;
  • лексические повторы: в одной строке два слова «сумрак», после — три однородных определения в ряд («тихий, томный, благовонный»);
  • насыщенная пунктуация — многоточия, тире, соединения восклицательных знаков с многоточиями.

Такие приёмы позволили Тютчеву написать прекрасным русским литературным языком картину темноты, перекликающейся с грустной, уставшей, страждущей покоя душой человека.

Стих «Тени сизые смесились»

Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.

Поэзия Фёдора Тютчева оказала серьёзное влияние на творчество русских поэтов и писателей.

В частности, тема беззвёздной тоски, поднятая в анализируемом стихотворении, позже неоднократно повторялась в различных сюжетах, например у Александра Блока — «Всё это было, было, было…» или у Валерия Брюсова — «Свиваются бледные тени». «Тяжело в ночной тиши выносить тоску души», — писал продолжатель тютчевской лирической традиции единения человека с природой Афанасий Фет.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector