Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города» Сочинения

Несколько лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел масштабного произведения, которое впоследствии стало одним из ярких образцов сатиры. Автор гротескно изобразил государственный строй и горожан, населявших Глупов. Читать роман легко, однако анализ произведения «История одного города» требует вдумчивого подхода и умственных усилий. Предложенный разбор по плану поможет подготовиться к уроку литературы и написать сочинение.

История создания

Салтыков-Щедрин задумал написать объёмное произведение, чтобы показать, насколько ужасен общественно-политический строй. Действие произведения происходит в городе Глупове. Это собирательный населённый пункт, однако многие считают, что он списан с Кирова, который тогда назывался Вяткой. Основания для такого мнения довольно веские: когда писателю было 22 года, его выслали в этот город за вольнодумие. У Салтыкова-Щедрина была возможность досконально изучить нравы и быт местных жителей и собрать материал для романа.

Салтыков-Щедрин

Образ города впервые появился в очерках писателя в начале 60-х. Отмена крепостного права поспособствовала началу освободительной борьбы, которую вели низшие классы. В 1867 г. автор написал рассказ о губернаторе-самодуре. Впоследствии он стал частью «Истории одного города», поместившись в главу «Органчик».

Работа над книгой была завершена в 1870 году. Всё это время Салтыков-Щедрин отвлекался на создание малых произведений. Первоначальные названия романа:

  • «Глуповский Летописец»;
  • «История старого города».

Писатель работал главным редактором в журнале «Отечественные записки», и сначала произведение публиковалось именно там, но не целиком, а по главам. Когда книга была дописана, она вышла в полной версии.

Публика встретила произведение негативно, причём шквал критики обрушился не только со стороны коллег по перу. Негодовали и обыватели, которых писатель оскорбил тем, что гротескно изобразил их пороки. Автор неприкрыто показал несколько сущностей:

  • прогнивший самодержавный строй;
  • реалии жизни простого народа;
  • пороки, присущие всем классам;
  • проблемы, которые давно назрели, хотя этого никто не хотел видеть.

Правда оказалась слишком ранящей, чтобы её можно было воспринять благодушно, и после публикации «Истории…» интерес к творчеству Михаила Евграфовича стал угасать. Одни были оскорблены, а другие боялись попасть в немилость, потому что автор открыто критиковал и высмеивал самодержавный строй.

Главные герои

Главные герои произведения — руководители. Анализ главы «Опись градоначальникам» показывает, что среди них было несколько самых ярких персонажей, достойных того, чтобы привести их характеристики. Выдающиеся градоначальники Глупова:

Брудастый. Глупый и ограниченный человек по прозвищу Органчик

  • Брудастый. Глупый и ограниченный человек по прозвищу Органчик. «Не потерплю» — единственная фраза, которую он произносил.
  • Бородавкин. Правил 20 лет, за это время сжёг несколько деревень, издал много жестоких приказов, активно взыскивал недоимки. Когда Бородавкин умер, глуповцы вздохнули свободно.
  • Прыщ. В прошлом этот человек был военным. Пока он правил, гражданам удалось разбогатеть, но некоторым это не понравилось. Оказалось, что голова градоначальника была фаршированной, и глуповцы её съели.
  • Двоекуров. Активно развивал промышленность и за провинности наказывал людей розгами. Благодаря ему в городе стали производить мёд и пиво.
  • Угрюм-Бурчеев. В летописи говорится, что этот руководитель был идиотом, обманщиком и глупцом. Старый город он разрушил до основания, а на его месте решил построить новый. Потом случилось странное природное явление, и Угрюм-Бурчеев пропал.
  • Фердыщенко. Человек с хорошим аппетитом. Сначала горожане были им довольны, но на шестой год правления он будто взбесился. Однажды Фердыщенко совершал прогулку по городским окрестностям и переел, после чего умер.

Второстепенные персонажи

Второстепенными действующими лицами можно назвать всех глуповцев. Автор изобразил людей, для которых немыслима жизнь без самодержавного гнёта. Вынужденные существовать без правителя, они очень хотят, чтобы ими кто-то руководил. Благодаря образу жизни и природным особенностям народ приобрёл такие черты:

  • жестокость;
  • доверчивость;
  • забитость;
  • пассивность;
  • невежество;
  • привычка боготворить начальство.

Поскольку автор преувеличил все эти качества, в произведении они выглядят резче, чем в жизни. В одной главе рассказывается, что произошло с глуповцами, когда у них не было руководителя. Мужчины надругались над женщинами, сильные нападали на слабых. Одни люди разоряли участки других. В итоге население чуть не истребило само себя. Когда предки глуповцев начали умирать от голода, они поняли, что им срочно нужен правитель.

Люди стали обращаться к различным князьям и просить, чтобы те стали ими руководить. Но никто не соглашался: все поражались глупости населения.

Один князь смилостивился и начал управлять, да так, что людям это не понравилось, но деваться было уже некуда. Впоследствии глуповцы безропотно терпели причуды всех градоначальников.

Тема и основная мысль

Роман о Глупове и его жителях

Роман о Глупове и его жителях существенно опережает время, поэтому во многих рецензиях его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичуя не только строй, но и рабское отношение народа к своему положению. По мнению автора, терпеть такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.

Самая острая и главная тема — неправильный политический строй. Верхи воруют и бесчинствуют, а низы терпят, и со стороны кажется, будто они даже находят удовольствие в том, что их унижают и буквально обворовывают. С другой стороны, русский человек, по мнению Михаила Евграфовича, нуждается в жёстком правителе. Когда к власти приходят градоначальники с мягким характером, начинается анархия.

Проблематика романа строится на том, что при смене правителя история трактуется по-новому. Государство преподносит сведения о важных событиях так, как это выгодно очередному монарху. В романе это показано на примере градоначальников. В каждом из них угадываются черты, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних градоначальников списаны с исторических личностей, а другие объединяют в себе черты нескольких людей.

Основная мысль в том, что страна не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее. Причина нищеты и разрухи — в многовековой привычке людей безропотно принимать всё, что навязывает им власть, и покорно выполнять самые безумные распоряжения. Современникам казалось, будто писатель смеётся над Россией и её населением, а в действительности он всего лишь хотел показать, что есть пороки, которые нужно искоренять. В этом и заключается смысл романа.

Композиция романа

Произведение состоит из 16 глав, причём все они написаны от лица разных персонажей. Первоначально роман имел другую композицию. Когда «История…» была впервые опубликована, Михаил Евграфович тщательно проанализировал содержание и поменял некоторые главы местами. А также он обработал критические замечания, поступившие после публикации, и составил ответ, назвав его «Письмо в редакцию».

В аннотации к «Истории одного города» автор поясняет, что ему случайно довелось ознакомиться с летописью, где изложена история Глупова и его жителей. Затем начинается основная часть повествования. Летописец рассказывает, как появился Глупов, знакомит читателя с формированием властных структур. Согласно вымышленной истории, сначала территорию населяли несколько племён, которые беспрестанно враждовали. Затем нашлись те, кто их поработил, и горожане стали жить под руководством правителя.

Глава «Опись градоначальникам» кратко рассказывает о руководителях. За всю историю города их было 22. Выдающиеся персоны:

Грустилов Эраст

  • Грустилов;
  • Великанов;
  • Негодяев;
  • Брудастый;
  • Баклан;
  • Двоекуров.

Заключительная глава называется «Оправдательные документы». Она состоит из сообщений градоначальников тем, кто будет править после них. В главу вошли обращения Беневоленского, Микеладзе и Бородавкина.

Жанровые особенности

Проводя анализ «Истории одного города», можно определить, что жанр — сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживался его и в других работах. Любимые художественные приёмы писателя:

  • юмор;
  • ирония;
  • гротеск.

Ребенок читает «История одного города»

Особенность произведения в том, что все персонажи воспринимаются как вымышленные, хотя выбрана форма летописи — документа, составленного по реальным событиям. Всё, что описывается в романе, похоже на плод больной фантазии или кошмарный сон. Но если вдуматься, это российская действительность, только как бы под увеличительным стеклом.

Автор облёк реальность в фантастическую оболочку, и всё равно каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным действием градоначальника и кто скрывается под масками вымышленных героев. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать, основываясь на том, что обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

29 − 24 =

Adblock
detector