Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» Сочинения

Александр Сергеевич Пушкин очень тонко обыгрывает бунт маленького человека в поэме «Медный всадник». В основе произведения лежит конфликт обыкновенного столичного жителя и государства, которое предстаёт в образе памятника Петру I. Монументальная фигура царя — это власть, беспощадная по отношению к простым людям. Евгений — обедневший дворянин с непростой судьбой и проблемами, олицетворяющий собой народ.

Общая характеристика героев

Сочинение о маленьком человеке по «Медному всаднику» является частью школьной программы. Пушкин стал одним из первых писателей, который ввёл этот образ в литературу. Противостояние «ничтожного героя» «горделивому истукану» завуалировано раскрывает социальные проблемы того времени. Возможно, именно поэтому произведение опубликовали только после смерти классика, посчитав его слишком крамольным.

По замыслу поэта, образ маленького человека в «Медном всаднике» воплощает Евгений. Это бедный чиновник, происходящий из древнего дворянского рода. У героя нет даже фамилии, что лишь дополняет картину униженности и ничтожности героя, выраженных в цитатах:

  • «Прозванье нам его не нужно»;
  • «Дичится знатных и не тужит»;
  • «Живёт в Коломне, где-то служит».

Когда-то предки Евгения были известны, но после реформ, проведённых Петром, утратили своё влияние. Упадок этого дворянского рода произошёл именно в эпоху правления Петра, когда индивидуальные качества человека ставились превыше знатности происхождения.

Тема маленького человека в «Медном всаднике»

Тема маленького человека в «Медном всаднике» Пушкина поднимается очень остро. «Живёт в Коломне, где-то служит» — это исчерпывающая характеристика главного героя, переводящая его из личности в серую и безликую массу чиновников Петербурга.

При этом в произведении очень ярко описываются славные дела самого Петра Великого, который хотел грозить шведу, прорубить окно в Европу и твёрдо стать ногой при море. В результате создаётся яркий контраст интересов монарха и рядового обывателя. Ведь Евгений живёт в своём маленьком мире, где каждая жизненная неурядица превращается в трагедию. Ему нет дела до замыслов монарха: глобальные перемены и государственные интересы выходят за пределы сознания чиновника.

Духовное перерождение Евгения

Судьба главного героя меняется после наводнения. До этого момента мечты Евгения были понятными и приземлёнными. Он хотел получить «местечко», сыграть свадьбу с Парашей и окунуться в размеренную семейную жизнь. Однако вышедшая из берегов Нева стала причиной его духовного перерождения.

Духовное перерождение Евгения

Впервые он думает не о себе, а проявляет духовную заботу о возлюбленной. Евгения заботит, уцелеет ли ветхий домик, в котором живут Параша с матерью. Поэтому, едва стихия успокаивается, чиновник спешит к тому месту, где находилось жилище его невесты, но здесь его ожидают глубокое разочарование и душевное потрясение.

«Где же дом?» — вопрошает себя Евгений. Именно с этой фразы начинаются его рассуждения о смысле жизни. Вместе с домом Параши река смыла все надежды и мечты чиновника. У него больше нет будущего, на которое рассчитывал Евгений. Он хотел детей и внуков, быть вместе со своей избранницей до гроба.

Теперь ничего не будет, и эта страшная мысль сводит «ничтожного человека» с ума, превращая его в безумца.

Бунт и душевный протест

После случившегося в поэме «Медный всадник» образ маленького человека начинает меняться. Евгений бесцельно бродит по улицам города, ставшего для него чужим и враждебным. Сама судьба приводит его на Сенатскую площадь, где он видит памятник Петру. В воспалённом сознании несчастного «кумир с простёртою рукою» становится виновником его бед и несчастий.

Он осмеливается грозить самодержцу, бросая вызов всему государству, которому нет дела до простых людей. Эта сцена заканчивается тем, что Евгению кажется, будто «мощный властелин судьбы» обращает на него свой взор. Испугавшись собственной дерзости, «маленький человечек» убегает с площади.

Евгений в ужасе убегает с площади

Безумцу кажется, что медный исполин его преследует, ему повсюду слышится топот копыт. Это привело к душевному надлому главного героя.

Пушкин отмечает, что когда Евгению приходилось проходить мимо памятника, он чувствовал смятение и всегда снимал картуз, выражая покорность своей судьбе.

Бунт главного героя демонстрирует высшую духовную силу этого скромного человека. Он осмеливается бросить вызов самодержцу и понимает, почему Петру нет дела до его проблем. Ночная погоня Медного всадника лишь убеждает Евгения в том, что одиночное неповиновение ничего не исправит, только навлечёт на него гнев. Герой выбирает путь смирения и вскоре умирает на пороге своего полуразрушенного дома.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector