Анализ главы «Фаталист» из «Героя нашего времени»

М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени

Замысел произведения, состоящего из самостоятельных повестей, всегда скрывается в совокупности выведенных идей. Анализу главы «Фаталист» из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова предшествует изучение романа в хронологической и композиционной последовательности, разбор мотивов героев, их внутренних конфликтов. Однако именно подробный разбор финальной повести позволяет поставить точку в определении идейно-тематического содержания романа.

Место главы в романе

Роман «Герой нашего времени»

Принцип расположения частей в итоговой версии пятиглавого романа совпадает с фабулой произведения, при этом вступает в противоречие с сюжетными коллизиями. С точки зрения хронологии действие романа должно было закончиться упоминанием о смерти Печорина, однако повествование обрывается страницами дневника Печорина, относящимися к далёкому прошлому: ещё не была похищена и погублена Бэла, ещё радуется Печорину старый друг Максим Максимыч. Тем не менее именно эта повесть вносит финальный штрих в портрет героя времени.

Для того чтобы последовательно раскрывать перед читателем своего героя, Лермонтов использовал систему рассказчиков, каждый из которых способен глубже, чем предыдущий, проникнуть в душу главного героя и острее понять его.

Бэла и Печорин

  • Глава «Бэла» повествует о герое глазами Максима Максимыча, доброго штабс-капитана, добропорядочного, но ограниченного во взглядах сослуживца Печорина. Героя он пытается измерить в собственной системе координат, многие его суждения наивны и поверхностны.
  • В главе «Максим Максимыч» перед читателем возникает образ повествователя: это альтер эго автора, который уже гораздо глубже способен заглянуть во внутренний мир Печорина, сформировать его психологический портрет и даже отчасти понять мотивы поступков.
  • Оставшиеся главы образуют собой «Журнал Печорина», где рассказчиком выступает сам главный герой. Он непрерывно описывает и судит собственные поступки, поведение и состояние души. Наиболее полная картина его внутреннего мира открывается читателям в последней повести «Фаталист».

При завершающей позиции «Фаталиста» композиция романа также обретает кольцевой характер: действие заканчивается в той же крепости, где начиналась повесть «Бэла», но несколько раньше.

Основной конфликт

Содержание повести составляет спор между поручиком Вуличем и Печориным, а также последующие события. Собравшись за карточной игрой, офицеры и казаки рассуждали о жизненном пути и существовании предопределения.

Ярым сторонником позиции фатализма выступал казак Вулич, считавший, будто каждому отведена роковая минута, а потому жизнь человека не принадлежит ему самому.

Печорин в главе Фаталист

Неожиданно он предложил проверить теорию, заключив денежное пари. Печорин из любопытства и скуки поддержал его. В конце концов, если человек решил застрелиться, он может сделать это и без всякого пари. К удивлению присутствующих людей, заряженный и приставленный к голове Вулича пистолет дал осечку. Все были поражены. Некоторые считали, что дело в ловком мошенничестве казака, кто-то обвинял отсыревший порох, другие офицеры твёрдо уверились в существовании рока и правоте казака.

После убийства Вулича теперь уже сам Печорин решает «испытать судьбу». Он помогает захватить запершегося в хате убийцу, избежав смерти. Казалось бы, уж это должно оставить след в душе Печорина и изменить его жизненную позицию.

Таким образом, представленные события составляют собой непрерывную цепь судьбоносных, будоражащих сознание читателя событий, внешне представляя повесть «Фаталист» как авантюрно-приключенческий сюжет:

  • карточная игра (в русской культуре всегда символ игры с судьбой);
  • спор о предопределении;
  • пари и выстрел;
  • «предначертанная» Печориным смерть Вулича;
  • героический поступок Печорина.

Но под маской остросюжетности скрывается глубокий философский подтекст.

Ключ к пониманию героя

В романе перед нами разворачивается не эволюция героя, обладающего сильной волей и твёрдым характером, а лишь последовательное «высвечивание» тех или иных его черт. Другими словами, сам Печорин, оказываясь в критических ситуациях, продолжает сохранять холодный рассудок, его мироощущение не изменяется, а лишь приоткрывается теперь и для читателя.

Окончательно завеса, скрывающая истинное лицо Григория Александровича Печорина, падает в концовке главы фаталист, где сам герой рассказывает о своём отношении к миру.

Глава «Фаталист» в романе «Герой нашего времени»

Перед читателем, безусловно, персонаж, заслуживающий того, чтобы называться циником и скептиком, разочарованный не только в обществе или службе, а лишённый какой-нибудь веры вообще. Для него не существует высших сил и предназначения, обманчива не только любовь, но и смерть. По мнению героя, всё это лишь иллюзии, создаваемые в момент «промаха рассудка» или «обмана чувств».

Поступок Печорина принёс пользу людям. Он помог захватить преступника и, возможно, спас другим людям жизнь. Однако совершено это было не из желания помочь. Печорин стремится доказать самому себе (точнее, проверить), что способен на подобное. Он испытывает не судьбу, а силу своего духа. И не судьба позволила ему остаться в живых, а тщательный просчёт всех своих действий, осторожность и проявленная смелость.

Печорин сам признаётся, что когда-то был мечтателем, ему свойственна была чувствительность и романтизированное сознание, «жадное воображение» рисовало ему блестящие перспективы будущего. Но повзрослев и увидев жизнь такой, какова она есть, Печорин потерял к ней всякий вкус, зачерствел, стал мрачным и хладнокровным.

Это не значит, что для него больше не существует моментов узнавания, воодушевления или возможностей для совершения настоящих поступков.

«Я смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает», — эта фраза, брошенная им в финале повести не даёт ответа на вопрос о наличии или отсутствия предназначения, но точно отвечает, какой герой представлен перед глазами читателя.

Подготовка к сочинению

Чтобы ответить на вопрос, является ли Печорин фаталистом, необходимо вспомнить все те вопросы, которые задавал герой на протяжении произведения. В каждой повести он ставил перед собой частный вопрос, который в то же время связывал отдельные черты его личности воедино.

  • В «Тамани»: почему судьба забросила Печорина в круг «честных контрабандистов», заставив разрушить их жизнь?
  • В «Княжне Мери»: почему герой сеет зло везде, где появляется, для какой цели он родился на свет?
  • В «Фаталисте»: существует ли свободная воля или все поступки предначертаны заранее?

Анализ главы «Фаталист» в романе «Герой нашего времени»

Другими словами, основная проблема, которая постоянно занимает собой сознание Печорина: обстоятельства ли гонят его и делают тем, кто он есть, либо сам герой способен возвыситься над обстоятельствами и лишь характер — причина всех его бед и несчастий?

Окончательного ответа на этот вопрос М. Ю. Лермонтов не даёт. Однако сам Печорин убеждается всё больше: в превратностях судьбы, одиночестве и оторванности от людей виноват только он сам. Жизненные трудности не способны сломить его, заставив положиться на роль судьбы, вера в собственные силы и твёрдость характера помогает ему справляться со всем, что выпадает на его долю.

Таким образом, повесть «Фаталист» ставит метафизическую точку в духовных исканиях персонажа: он всё ещё не знает, для чего живёт на свете, но знает, что сам управляет своими поступками и решениями.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector