Комедия «Горе от ума» представляет собой художественное и идейное богатство, по праву признанное читателями и критиками. В произведении поднимается столь большое количество проблем общества того времени, что становится понятно, почему долгое время автор не мог опубликовать своё творение из-за цензуры. Анализ последнего монолога Чацкого позволяет оценить всё величие замысла писателя. Следя за стремительным развитием событий, можно заметить, какие трансформации претерпевает герой на пути к истине.
Портрет Александра Андреевича
Понимание характера, мировоззрения и диалогов главного персонажа помогает читателю понять степень истинности его восприятия окружающего общества, его порядков и испытываемых к нему чувств. Только изучив все монологи Чацкого, возможно составить правильное мнение о проблемах и пороках современного общества. Итак, следует начать с изучения характера и стиля жизни героя.
Если в большинстве произведений авторы разделяли своих персонажей на плохих и хороших, то в этой комедии главный герой обладает как отрицательными, так и положительными чертами. Уже из первого действия читатель со слов служанки Лизы, Софьи и ее батюшки узнаёт основные качества Чацкого:
- остер;
- отличается чувствительностью настолько, что при расставании с возлюбленной даже плакал;
- всегда весел и умеет создать хорошее настроение другим;
- с легкостью поддерживает любой разговор;
- среди всех выделяется своим необычайным умом;
- есть много хороших друзей;
- имеет высокое самомнение;
- обладает славой расточителя и озорника.
Все эти качества автор показывает читателю в первом же действии, где Александр в свой приезд из долгого путешествия сразу же показывается в доме своей возлюбленной. Чацкий вырос вместе с девушкой и воспитывался также ее отцом, однако долгая разлука (три года) изменила отношения и самих героев.
Первая встреча Софьи и Чацкого показывает последнего в роли нетерпеливого и чрезвычайно язвительного юноши.
Описание Чацким основных персонажей
Грибоедов создал своему герою довольно сложный характер, который показывает в нем влюбленного и чувственного юношу и в то же время язвительного и неприятного человека.
Так, встретив Софью, Александр сначала начинает требовательно спрашивать с нее, почему она не показывает больше радости при виде него. Затем герой начинает свои расспросы про родственников и общих знакомых с явным сарказмом: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Довольно быстро Чацкий составляет полный портрет всех действующих лиц, показывая глупость их привычек и стиля жизни. Конечно же, такое поведение сильно задевает девушку, и она видит в нем лишь злость.
Анализ монолога Чацкого «Где нас нет» дает понять читателю, что герой видит проблему не только в местных жителях, а во всей стране в целом. Ведь повсюду в той или иной степени наблюдаются те же самые ситуации и вопросы, что и в Москве.
Эти обсуждения показывают Чацкого как молодого, язвительного и бестактного человека. Однако сам герой признает, что высмеивает все это, не тая какой-либо злобы. В действительности его лишь возмущают положенные порядки и устои общества и то, что люди даже в старости продолжают вести дела, несвойственные для их возраста.
Отношение к воспитанию, службе и рабству
В первом и втором действии 3 монолога Чацкого наиболее ярко отображают отношение юноши к основным сферам жизни московского общества. Именно со слов этого персонажа читатель может понять положение дел в стране.
В пылу разговора Александр, проанализировав жизнь местных жителей, обличает все пороки и недостатки аристократов:
- богатые проводят все свое время в пиршествах и развлечениях, в то время как крестьяне и другие подневольные люди нищенствуют и голодают;
- родители стараются набрать как можно больше иностранных учителей, но при этом работу получают те, кому нужно платить копейки;
- иноземные наставники приучают детей любить и уважать не свою родину, а страну учителя;
- на всех праздниках люди не могут обойтись только своим прекрасным и великим русским языком, а опускаются до использования известных фраз из французского;
- подчиненный не должен спорить, проявлять своего мнения, а должен лишь молча исполнять волю начальника по примеру Молчалина;
- расхитители общественных благ путем дружеских связей избегают суда и на награбленное строят большие имения, где проводят время в балах и пирах;
- для получения чина и награждений необходимо использовать лесть, потакать спеси вышестоящего, опуститься до раболепства и проявлять покорность и страх;
- слуги воспринимаются как животные или вещи, поскольку, несмотря на преданность, их обменивают на борзых собак;
- признание опасными молодых людей, увлекшихся наукой или творчеством;
- боязнь вольнодумцев;
- подобострастие к «мундирам», за которыми никто не видит слабодушие.
Все это Чацкий видит в полном свете и только уверенность в возможности его счастья с Софьей заставляет остаться в Москве и ждать ее ответа. Только вера в истинные чувства и непорочность избранницы остается из того положительного, что можно найти в этом обществе.
Жизнь иностранцев в Москве
Продолжая раскрывать проблему потери истинного русского языка и традиций, Грибоедов красочно прописывает действие 3, явление 22. Монолог Чацкого в этом эпизоде прекрасно показывает, что современное общество совершенно увлечено иноземной культурой.
Так, он пересказывает услышанное от француза, приехавшего из Бордо и сыскавшего большую популярность в местном обществе. Этот монолог наполнен чувством досады и обиды за своих современников, которые настолько подобострастны другим странам, чтобы забывают о своих традициях.
Чацкого волнует, насколько окружающие его люди стараются жить на новый, чужой лад:
- везде принято носить фраки, которые для героя лишь «шутовской образ»;
- заимствование языка и нравов;
- явление бритых подбородков, в то время как на Руси всегда хвастались шикарными густыми бородами;
- увлечение делами, которые совершенно не способствуют развитию мышления и кругозора.
Герой понимает, что фамусовское общество не принимает и не разделяет его тревог. Он чувствует себя лишним в этом доме среди гостей.
Конец всех видимых грез
Наиболее важным для понимания смысла всего произведения является последний монолог Чацкого. Анализ именно этого эпизода помогает читателю проследить, насколько изменилось мировоззрение персонажа к финальной сцене. Бал в доме Фамусова становится заключительной сценой, где окончательно разрушаются все надежды и мечты всех главных героев.
В развязке основные и скрытые ранее качества героев обличаются. Несмотря на то что Чацкий славится своим умом и воспитанием, он все же, как влюбленный глупец, прячется за колонной, чтобы удостовериться в своей догадке. Именно с этого ракурса он видит всю ужасность происходящей сцены между Лизой, Софьей и Молчалиным.
Не в силах вынести удивления тем, что такая необыкновенная девушка могла предпочесть ему настолько низкого и пустого человека, Чацкий выскакивает из своего укрытия. К этому времени также подходит сам Фамусов со свитой, который ненароком выдает, что Софья и есть источник слухов о сумасшествии юноши.
Именно в этот момент происходит самый известный монолог героя. Сначала Чацкий немного растерян от осознания сразу двух неприятных истин о его возлюбленной: Софья действительно влюблена в Молчалина и она же и распустила о нем столь неприглядные сплетни. Эти события оказали необычайное влияние на отверженного парня.
Чацкий считает себя виноватым в том, что мог рассчитывать на счастье с такой глупой девушкой. Он делает справедливый упрек Софье в том, что она сразу не рассказала ему всей правды о своих чувствах. Кроме того, Александр советует девушке образумиться и помириться с Молчалиным, ведь он так похож на будущего тестя и прекрасно подойдет на роль услужливого и послушного мужа.
Здесь читатель может отметить параллель, которую Чацкий провел, сравнив Алексея с Платоном Михайловичем. С ним Александр познакомился в полку, где знал его как здорового, крепкого мужчину, который мог с утра в любую погоду скакать на коне. И лишь прошел год со дня его женитьбы, как он превратился в беспомощного ребенка, которого во всем опекает и от всего оберегает жена.
Юноша произносит свою реплику и в отношении Фамусова, в доме которого он когда-то вырос. Высказав все, что он думал и понимая невозможность находиться более среди этих людей, Чацкий садится в карету и уезжает навсегда из Москвы в надежде, что сможет еще найти место, где будет счастлив.
Значение образа
Грибоедов недаром описал в своем произведении такого юношу, как Чацкий. Пылкий, умный, не увлекающийся балами и пирами, считающий себя выше того, чтобы прислуживать, он предстает в роли угрозы комфорту и благополучию местных дворян. Такие люди, как Александр, несут свои новые идеи и устои, к которым оказывается не готово консервативное аристократическое общество.
Возможно, что сказанное Софьей о сумасшествии парня даже не распространилось бы с такой скоростью и не принималось с такой верой. Однако эта сплетня позволяла сделать сказанное Чацким каждому персонажу нелепым и безопасным, и таким образом полностью защитить свое мнение и устои.
К созданию такого образа Грибоедова привело желание раскрыть миру предстоящий раскол среди дворян. Главному герою приходится пережить драматические события и быть осмеянным и оскорбленным, но, несмотря на это, он все равно не меняет своих взглядов. Это показывает, что новые идеи уже близки к воплощению, но пока еще не наступило их время. Однако конфликт уже произошел, и вскоре будет неизбежна смена старого новым.
Еще материалы по теме: