Анализ романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова по главам

Герой нашего времени анализ главы Герой нашего времени

В основном М. Ю. Лермонтов был, конечно, поэтом, однако стоит заметить, что его единственное прозаическое произведение считается одним из лучших в русской литературе. Этот факт доказывает несомненную гениальность писателя. Огромное новаторство прозы Лермонтова вынуждает сделать анализ романа «Герой нашего времени» по главам, чтобы полностью его понять; к тому же каждая глава романа — отдельное небольшое произведение.

Общая картина романа

Роман способен повествоваться абсолютно по-разному, а действие представлено с разных ракурсов, что уже, кстати, является новым приёмом в русской литературе, повествователями выступают сам автор-рассказчик, Максим Максимыч и Печорин. Каждый из рассказчиков по-разному передаёт события, от этого может сложиться впечатление, что все главы созданы абсолютно разными людьми. Так, повествование от, например, самого Печорина дарит читателю, казалось бы, непередаваемый внутренний мир героя, его психологию и мысли; сам Лермонтов общается с читателем при помощи дневника главного героя.

Сюжетный план

Анализ романа по главам герой нашего времени

«Герой нашего времени» разбит хронологически. Такое и сейчас встречается не так часто, а в начале XIX века это, вообще, было настоящим прорывом. Это было сделано для необходимого впечатления о главном герое у читателя; Лермонтов хотел показать видоизменённый путь героя, чтобы сначала он казался запутанным, сложным и самое главное — эгоистичным, а потом постепенно представал понятным человеком, который стал плохим не по своей воле. Замысел автора прекрасно передан при помощи глав романа, коих здесь всего пять. Однако все они это целостные и полноценные рассказы, которые сливаются в картину романа.

Конечно, для понимания истинного замысла автора нужно следовать его указаниям. Лермонтов располагает главы именно так, чтобы показать, то, что он хочет сказать читателю. В романе они идут в следующем порядке:

Герой нашего времени анализ по главам

  1. Предисловие.
  2. Бэла.
  3. Максим Максимыч.
  4. Предисловие.
  5. Тамань.
  6. Княжна Мери.
  7. Фаталист.

Можно, конечно, расположить повести в хронологическом порядке, нарушив тем самым замысел автора. В этом случае общее представление о событиях станет яснее, однако исчезнет вся суть романа. По хронологии главы идут так:

  1. Тамань.
  2. Княжна Мери.
  3. Бэла.
  4. Фаталист.
  5. Максим Максимыч.
  6. Предисловие к Журналу Печорина.

Чтобы лучше понять посыл произведения, нужно подробно проанализировать, описывая героев, основные события каждой из глав. Сразу стоит оговориться, что наибольший интерес представляют главы «Бэла» и «Княжна Мэри», так как именно здесь наибольшим образом раскрываются мысли автора.

«Сломанная» хронология романа даёт читателю такой опыт, будто он лично знакомится с Печориным. Сначала о нём ничего не известно, и он кажется действительно странным человеком, но потом, он раскрывается и многие вещи становятся понятны.

Глава «Бэла»

Первая глава носит своё название в честь главной её героини, девушки по имени Бэла, которая сильнейшим образом пострадала из-за действий главного героя. Этот рассказ даёт первое впечатление о Печорине, и оно далеко не приятное; здесь этот человек поступает скверно, он влюбляет в себя девушку, а после жестоко разбивает ей сердце и даже обрекает её на смерть. В этот момент мотивы Печорина совершенно неясны, поэтому он вызывает, в основном негативные эмоции.

Главным образом сюжет главы построен на желании Печорина, наконец-то, измениться и стать «таким, как все» при помощи любви; его начинает интересовать младшая дочь князя, Бэла, о которой в итоге герой думает как о своей спасительнице. Он рассчитывает, что сможет полюбить по-настоящему и таки решится измениться. Однако у него ничего не выходит. Причины подобных стремлений читатель узнаёт немного позже.

Герой нашего времени анализ

Нарушенная последовательность позволяет по-разному взглянуть на эту главу; при первом прочтении, несомненно, кажется, что Печорин вовсе не человек, а эгоистичный подонок, влюбляющий в себя ради удовольствия. Однако после того как узнаёшь персонажа ближе, понимаешь, что виноват в этом не он, а общество, поколение, время. Не просто же так Печорин — герой нашего времени.

Анализ по главам позволяет более детально рассмотреть многочисленные стороны романа, однако если смотреть на «Бэлу», как на отдельную самостоятельную повесть, то ничего интересного из этого занятия не выйдет. Произведение состоит из, казалось бы, разобщённых фрагментов, которые, тем не менее в конце соединяются в большую и сложную картину многогранной и запутанной личности.

«Максим Максимыч» и «Тамань»

Далее Лермонтов посвящает главу товарищу главного героя, Максиму Максимычу. Вообще, эта повесть, может показаться не такой уж и важной, но это не совсем так. Эта часть произведения показывает Печорина таким, каким он был, на деле, для окружающих близких людей.

Герой нашего времени по главам анализ

Максим Максимыч искренне считает, что они друзья с Печориным, или хотя бы хорошие товарищи; но сам герой вряд ли думает так же. Он холоден и скрытен, несмотря ни на что. Весь его самоанализ и психологические муки проходят исключительно внутри него, а снаружи есть только бездушный и эгоистичный странный человек. Максим Максимыч остаётся в печали от долгожданной встречи с «другом» и отдаёт рассказчику самый интересный фрагмент романа — дневник Печорина.

«Тамань», может быть, кажется ещё более ненужной, однако и это не совсем так. Эта глава демонстрирует, что Печорин сеет разруху в жизни людей, на деле, вовсе этого не желая. Так, он разрушил спокойное течение жизни контрабандистов, которым пришлось срочно скрываться на своей лодке, оставив слепого мальчика на произвол судьбы.

Сам герой этого совершенно не хотел, ведь для него в этом не было никакой выгоды. Лермонтов объясняет, что герой романа не хочет быть плохим, но у него никак иначе не выходит — что-то с ним не так. Такая ситуация и с поколением — к этому, возможно, вёл автор.

«Княжна Мери»

Самый насыщенный и глубокий эпизод всего произведения — дневниковые записи главного героя, из которых состоит глава «Княжна Мери». Подобный способ повествования позволяет Лермонтову устами Печорина размышлять над вопросами, в том числе и вечными; в какой-то мере, поэт ведёт диалог с читателем, в котором рассуждает о времени и поколениях.

Герой нашего времени по главам план

К такому способу Лермонтова повествовать привыкать довольно легко; почти сразу удаётся входить в курс происходящего, ведь личные записи Печорина, каждая из которых — отдельный монолог, быстро показывают, что он не такой уж и плохой. Получается каким-то образом понять и даже принять героя.

Эта глава полна интересными персонажами: Мери, Вернер, Грушницкий, Вера — все они помогают понять Печорина. Моменты общения с Вернером, например, раскрывает многое о главном герое, в какой-то мере, эти беседы — некая исповедь персонажа. Дуэль с Грушницким может предоставить читателю возможность понаблюдать за действительно скверным персонажем, Грушницким, который обижен на людей, ведь хочет им доказать, что он «герой романа». А сцена погони Печорина за уже упущенной Верой, вообще, подводит итог жизни героя, который уже вряд ли сможет кого-то любить, что, кстати, как раз и подтверждается в главе «Бэла».

После событий главы «Княжна Мери» Печорин всё ещё тешит себя надеждами, что ему таки уготован второй шанс, дабы исправиться. Но «Бэла» безжалостно это опровергает, демонстрируя, что Печорин уже не может любить, а «Максим Максимыч» показывает, что в итоге стало с героем, который совсем разочаровался в жизни и людях.

Печорин — фаталист

Зачем Лермонтов расположил в финале именно главу «Фаталист», а не, к примеру, «Бэлу»? Расположение главы «Фаталист» заключительной, несомненно, имеет смысл. Эта глава, несмотря на то что по хронологии является отнюдь не последней, подводит некий итог всего жизненного пути героя. Публикатор смог описать размышление главного героя о самом страшном и неизбежном, о смерти. Печорин умирает в первой половине романа, однако его мысли насчёт гибели читатель видит лишь в самом конце.

Уже разочаровавшийся в жизни Печорин всё ещё тщетно надеется, что когда-нибудь изменится и станет лучше, он не верит в судьбу. Однако события главы «Фаталист» убеждают его в том, что ничего ему уже не изменить, он является плохим человеком, который таким и останется на всю жизнь. После этого он окончательно хладеет к жизни и теряет всякий смысл существования. Зачем бороться, если всё и так «на роду написано».

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector