Сюжет романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Герой нашего времени

В начале XIX века великий русский классик создаёт уникальное в своём роде произведение — первый лирико-психологический роман. Сюжет «Героя нашего времени» подробно рассматривается и на уроках литературы в школе, и самостоятельно анализируется читателем во взрослом возрасте. Несколько частей, хронологически не взаимосвязанных, выполняют важную художественную задачу, понять которую не составит труда, познакомившись с текстом поближе.

Структура произведения

Получать удовольствие от чтения можно и без понимания сложных литературных терминов. Однако в сознании любого образованного человека должны присутствовать знания о базовых понятиях, таких как сюжет и фабула. Отождествлять эти термины не стоит, в каждом из них кроется своя суть:

  1. Сюжет — это ряд событий и происшествий, выстроенных согласно задумке автора.
  2. Фабула — это хронологическая последовательность событий в тексте.

Особенности композиции в романе «Герой нашего времени» отчётливо видны на примере главного героя. Сначала Печорин предстаёт перед читателями глазами Максима Максимыча и только потом раскрывается изнутри, о чём свидетельствуют записи в дневнике.

Фабула и сюжет в произведении существенно отличаются, что наглядным образом можно выразить в виде таблицы:

Русский критик В. Белинский

Сюжетная последовательность событий Фабульная последовательность событий
  1. Предисловие.
  2. «Бэла».
  3. «Максим Максимыч».
  4. «Тамань».
  5. «Княжна Мери».
  6. «Фаталист».
  1. «Тамань».
  2. «Княжна Мери».
  3. «Фаталист».
  4. «Бэла».
  5. «Максим Максимыч».

Столкнувшись с этим произведением впервые, читатель задумывается, а так ли важна хронология. «Герой нашего времени» — это тонкий авторский замысел, который заключается в постепенном разворачивании истории и главной мысли текста.

Известный русский критик В. Белинский крайне точно описал всю суть лермонтовской задумки:

…роман Лермонтова… нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать.

Сюжет и фабула в тексте абсолютно не совпадают, Лермонтов был глубоко убежден, что хронология не играет никакой роли, т. к. не направляет читателя к постижению внутреннего мира героя.

Сюжет романа

Текст выстроен автором необычным образом: читатель вникает не в суть происходящих событий, а с каждой страницей всё больше пытается проникнуть в душу главного героя. Композиция текста закольцована: познакомившись с личностью Максима Максимыча, Лермонтов даёт возможность взглянуть его глазами на Печорина, а затем знакомит с ним отдельно.

Пересказать в двух словах произведение, жанр которого определяется как роман, практически невозможно. Только полное погружение в текст даст ответы на интересующие вопросы и поможет сделать качественный его анализ. Однако даже краткое содержание эпизодов даёт понимание об особенностях построения сюжета.

Рассказ «Бэла»

 Максим Максимыч повествует о себе

Эта часть представляет собой самостоятельный рассказ, где Максим Максимыч повествует о себе неназванному офицеру. Печорин приступает к службе не самым спокойным образом: крадёт коня и похищает дочь местного князя Бэлу. Такие действия вызывают бурю негодования у горцев, но главный персонаж не придаёт этому значения, что впоследствии повлечёт за собой цепь неприятных событий, включая смерть пленницы и её отца.

«Максим Максимыч»

Как самостоятельный текст эта часть не имеет особого значения, однако, крайне важна для общей композиции романа. Именно в этом эпизоде читатель встречается с Печориным один на один. Рассказ ведётся на скрытом противопоставлении двух персонажей, портрет центрального образа формируется на основании ви́дения его офицером-рассказчиком.

Глава «Тамань»

Эпизод раскрывает образ главного героя с активной, небезразличной стороны. Став свидетелем преступной деятельности, Печорин делает ошибочные выводы о благих намерениях контрабандистов и сожалеет, что нарушил спокойное существование и ритм жизни «честных» работников, о чём открыто и сожалеет.

«Княжна Мери»

Эта часть является переломной в произведении и меняет восприятие и мнение о главном герое. Повесть написана в формате дневника, где рассказывается о встрече Печорина с одной знатно княгиней и её дочерью Мэри, о появлении бывшей возлюбленной персонажа и его приятеле Грушницком, который выступает в тексте печоринской противоположности. Главный герой разбивает сердце Мэри и убивает товарища на дуэли, за что снова отправляется в ссылку.

«Княжна Мери»

Необычный «Фаталист»

В этой главе действия разворачиваются в казачьей станице. За карточной игрой поднимается серьёзная тема фатализма, в результате которой разгорается небольшая ссора между Вуличем и Печориным. Григорий Александрович без доли стеснения сообщает, что видит на лице у оппонента смерть, чем провоцирует его выстрелить себе в голову. К счастью, осечка спасает жизнь Вуличу. Смерть найдёт его позже, а Печорин схватит убийцу и отвезёт Максимычу, чтобы всё рассказать.

Выстроив произведение таким образом, Лермонтов добивается главного — интерес к личности центрального действующего лица нарастает с каждым эпизодом, и читатель понимает, что не так уж важна фабула. «Герой нашего времени» — роман, в котором на первом месте находятся не события, а история души, ведь в главном герое раскрывается противоречивый портрет целого поколения. Восстановить части текста не составит никакого труда, однако, основная мысль произведения будет безвозвратно утеряна.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector