Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» считается вершиной его творчества, в котором основное внимание всегда было уделено теме народа. Что изменилось после Крестьянской реформы и как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо» — основные вопросы для анализа произведения.
Дорога к счастью
Странники — 7 мужиков из соседних деревень — дали зарок не возвращаться в родные места до тех пор, пока не найдется счастливый человек. Они собираются искать таких среди сильных мира сего: помещик, купец, боярин, министр, вельможа, — вот кому живется весело и вольготно, считают крестьяне.
С самого начала читатель понимает, что тяжелая жизнь крестьян мало изменилась после крестьянской реформы: правдоискатели — все родом из «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости». Их деревни также носят говорящие названия:
- Горелово;
- Неелово;
- Неурожайка;
- Разутово;
- Знобишино;
- Дырявино;
- Заплатово.
Когда читатель знакомится со странниками, понятие счастья у них — совсем утилитарное: мужики мечтают лишь о «полпуде хлебушка», «ведре водочки», «жбанчике холодного кваску». К концу поэмы это представление станет совсем другим, но для этого крестьянам предстоит пройти долгий путь.
Честь, богатство и покой
Один из правдоискателей, Лука, считает, что лучше всех на Руси живется духовенству. Он с завистью вспоминает сытую и безоблачную жизнь в поповском доме, где он 3 года провел в работниках.
Терпение и смирение
В главе «Поп» странники встречают священника и успевают расспросить, так ли хороша его жизнь. «В чем счастие по-вашему? Покой, богатство, честь, — Не так ли, други милые?» — задает тот встречный вопрос. И крестьяне вполне согласны с ним.
На прямой вопрос, счастлив ли он, священник философски отвечает, что несет свой крест с терпением, и повествует о своей жизни: век богатых богомольных помещиков и помещиц прошел, за свой нелегкий труд от бедной паствы он получает пару скудных медяков, а о почете не может быть и речи.
Всё в прошлом
Счастливая жизнь помещика, какой ее представляет другой правдоискатель, Роман, тоже осталась в прошлом вместе с барщиной, щедрыми крестьянскими подношениями, целым полком прислуги, праздниками, охотой и музыкантами. Гаврила Оболт-Оболдуев, наследник старинного рода, встретившийся на пути героев поэмы, с ностальгией вспоминает прежнее время и сравнивает его с новым: помещичьи усадьбы разорены, сады порублены, «имя древнее, дворянское достоинство» — пустой звук.
Спектакль для самодура
Есть в поэме и другой помещик — князь Утятин, в прошлом — важный вельможа. Он так успел привыкнуть к вседозволенности, что само освобождение крестьян кажется ему невозможным, он в него просто не верит. Его сыновья уговаривают бывших крепостных разыгрывать перед Утятиным спектакль, притворяться, что жизнь течет по-старому, обещая за это помещичьи луга.
Казалось бы, князь-самодур по-своему счастлив, но счастье лишь вопрос времени, которого, по словам докторов, у старика осталось совсем немного, пара месяцев. К тому же, за спиной над помещиком то и дело насмехаются его бывшие крепостные, обсуждая странные приказы выжившего из ума князя.
Читателю еще предстоит узнать, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью. Но с фальшью и нежеланием смотреть правде в глаза он точно не связан.
Народное счастье
Отчаявшись найти счастье среди сильных мира сего, семеро крестьян-правдоискателей решают обратиться к простому народу. Примечательно, что на этом творческом этапе Некрасов отказывается от первоначального замысла представить образы всех, кто наделен властью. Вектор духовных поисков семи странников устремляется к тем, кто рядом, чьи беды и радости так знакомы и понятны, — к крестьянам, бывшим крепостным.
На сельской ярмарке
В селе Кузьминском за ведро водки своим «дырявым и горбатым» счастьем готов похвастаться каждый:
- «благодушный» дьячок, мечтающий о дармовой «косушечке»;
- рябая одноглазая старуха с небывалым урожаем репы;
- солдат, которого не убили в двадцати сражениях;
- каменотес, обладающий недюжинной силой;
- бывший дворовый, гордящийся «благородной» болезнью…
Выслушав всех, странники понимают, что даром потратили здесь время в поисках истинно счастливого человека. Стоит отметить, что в начале своего пути правдоискатели и сами радовались скатерти-самобранке, щедро потчующей их, и также простодушно мечтали о куске хлеба и дармовой водке. По мере того как странники-крестьяне встречают разных «счастливцев», они начинают понимать, что счастье куда сложнее.
Некрасов создает такую богатую галерею эпизодических народных образов, что для полноты понимания счастья в представлении всех героев поэмы лучше воспользоваться таблицей. Занеся в нее каждого персонажа, можно легко написать сочинение на любую тему по творчеству Некрасова.
Судьба женщины
Матрена Корчагина, которую называю счастливицей не только в родном Клину, но и в соседних деревнях, делится со странниками рассказом о своей женской доле. Вот портрет этой красивой крестьянки: «волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла».
Эта статная женщина, получившая прозвище «губернаторша», в свои 38 лет называет себя старухой: так много лишений выпало на ее жизненному пути. Она признается, что по-настоящему счастлива была лишь в своей родительской семье: отец, мать, брат любили и берегли ее.
Привольная жизнь закончилась после сватовства: в семье мужа ее сразу невзлюбили, очень скоро она стала «запугана, заругана», хорошо относился к ней лишь дед Савелий. Однако и он не уберег первенца Демушку, пока женщина работала в поле. «Господь наслал неправедных судей»: Матрену Тимофеевну, только что пережившую внезапную гибель сына, долго и унизительно допрашивали, а потом, заподозрив в убийстве, провели вскрытие ребенка прямо при ней.
Судьба приготовила для нее много испытаний, из них и состояла вся ее жизнь: один за другим рождались дети, умерли родители, мужа забрали в солдаты, пришлось пережить болезни, неурожай и голод, дважды горел их дом… В этом представлен любимый Некрасовым образ русской крестьянки: красивой, трудолюбивой, сильной женщины-матери, которую не могут сломить никакие беды. Такие, как Матрена, всегда пользуются всеобщим уважением, но назвать себя счастливой она не может: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны у бога самого!»
Заступник Гриша
В конце поэмы появляется герой, с которым Некрасов связывает будущее народное счастье — это бедный семинарист Гриша Добросклонов. Особенность этого персонажа в том, что личное счастье для него неразрывно связано с общим. Он народный заступник, горячо и искренне любящий родные места, мечтающий, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Впереди у пылкого семинариста — тяжелая судьба, готовящая ему «чахотку и Сибирь», но счастье в понимании Некрасова может быть только таким: трудным, выстраданным, народным.
Пройдя весь уготовленный рассказчиком путь, странники наконец-то находят по-настоящему счастливого человека и могут возвращаться в родные места.