Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из известнейших произведений автора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — ключевые действующие лица так называемого античного романа, который был написан Мастером.
В произведении поднимаются философские вопросы: для чего мы живём, в чём смысл человеческого существования. Но суть спора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри — это постоянная борьба добра и зла.
Добрые люди
Булгаков, как истинный творец, сумел мастерски соединить истории современной Москвы и древней Иудеи. В античной части романа «Мастер и Маргарита», как и во всём сочинении, присутствуют герои — представители противоположных взглядов:
- Прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
- Философ Иешуа Га-Ноцри, в котором легко угадывается образ Христа.
Понтий Пилат — человек волевой, решительный, который привык командовать и самостоятельно принимать решения. Человек, который выносит приговор и решает, кому жить, а кто будет казнён. Для него одиночество — естественное состояние, так как он не верит в добро и людей. Единственным преданным другом для полководца становится его пёс Банга.
Противоположностью прокуратора предстаёт Иешуа Га-Ноцри. Это проповедник добра и новой веры. Для философа все люди добрые, только несчастные. Все достойны прощения.
За что судят Га-Ноцри? За смелые мысли, за веру в добро, за утверждение, что власть кесаря не вечна и ей придёт конец, за понимание, что любая власть — это насилие над личностью.
Недолгий диалог между Пилатом и Иешуа заставил прокуратора переосмыслить свои взгляды. Прокуратор понимает, что перед ним стоит не городской сумасшедший, а поистине тонко чувствующий, образованный, интересный собеседник с огромным внутренним миром.
Проповеди Иешуа о свободе, новой вере и добре посеяли зерно сомнения в душе прокуратора. Во время допроса полководец понимает, что истина на стороне арестанта и все обвинения необоснованны и абсурдны. Но страх потерять свой авторитет и себя сделали своё дело.
Трусость прокуратора
Если прокуратор проникся идеями Иешуа Га-Ноцри, то почему погибает философ? На этот вопрос автор даёт вполне конкретный ответ. Булгаков утверждает своим романом, что нет более тяжкого греха, чем трусость.
Иешуа проповедовал принципы добра, прощения и свободы человеческой личности. Этот разговор напугал прокуратора. Для полководца открывается истина, но он боится признать и принять правоту философа. Эта трусость и не дала прокуратору спасти Га-Ноцри. Подписанный смертный приговор, решение казнить ни в чём не повинного философа стали решающими моментами в жизни полководца.
Сожаление о содеянном и позднее раскаяние Пилата уже не могут спасти философа. Прокуратор понимает, что испугался. Эта трусость не даёт ему покоя и после смерти. Ведь он видит всегда один и тот же сон, где он идёт с Иешуа по серебристой лунной дороге и ведёт разговор. Здесь звучит фраза: «Осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок».
Да, многие поступки совершались (как и не совершались) из-за боязни что-либо менять.
Позднее раскаяние
Последние слова философа не давали покоя прокуратору Иудеи. Казнь и позднее раскаяние приводят Понтия Пилата к переосмыслению своих взглядов на жизнь.
Пытаясь исправить совершённое, полководец приказывает убить Иешуа на кресте, чтобы он больше не мучился; приказывает уничтожить Иуду, который предал философа за тридцать сребреников. Но это не приносит желаемого облегчения.
В романе Булгаков показывает двух последователей Иешуа Га-Ноцри. Оба утвердились в справедливости учения философа после общения с ним. Это:
- Левий Матвей — бывший сборщик подати.
- Понтий Пилат — прокуратор Иудеи.
При встрече этих двух людей видно, что прокуратор по-настоящему проникся теми идеями, какие проповедует Иешуа. Левий Матвей же пытается обвинять полководца и отказывается принять помощь. На что получает упрёк от Понтия Пилата: «Ты жесток, а тот жестоким не был». Философ верил в то, что все люди добрые, и учил прощать. Из произведения понятно, что бывший сборщик подати не до конца осознал учение о добре и прощении своего учителя.
При анализе образов Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри видно, что извечное противостояние добра и зла не будет никогда закрыто. Всегда будут сторонники и противники.
Как тени не может быть без света, так и добро не может существовать без зла. А идеи философа об идеальном обществе без насилия никогда не будут приняты и осуществлены.