Роль свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Мастер и маргарита

В романе Михаила Булгакова главный герой — Воланд — появляется перед читателем в сопровождении весьма живописных персонажей. Спутники выполняли при нём роль помощников, шутов и послушных инструментов в дьявольских руках. В отвратительных шутках и разыгрываемых ими спектаклях прослеживается нить высмеивания пороков, присущих обществу. Роль свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» рассмотрим ниже, раскрывая образ каждого из её членов отдельно.

Из кого состояла свита Воланда

Одними из главных героев произведения являются члены свиты Воланда. Это очень яркие, разные и запоминающиеся персонажи:

  • Кот Бегемот.
  • Фагот, он же Коровьев.
  • Азазелло.
  • Гелла.

Чтобы лучше понять свиту Воланда, кратко представим их характеристику в таблице.

Имя Описание
Бегемот Огромный чёрный кот, ходящий на задних лапах и иногда превращающийся в человека, но с кошачьим лицом. На первый взгляд — добрый весельчак, но способен на жестокие поступки.
Фагот Он же Коровьев — высокий худой мужчина, постоянно ходит в костюме в клеточку и носит треснутое пенсне. Постоянный спутник кота и сообщник в его шалостях.
Азазелло Невысокий широкоплечий человек с бельмом на глазу. Он точен, аккуратен в исполнении поручений, резок и груб.
Гелла Красивая девушка с зелёными глазами. Молодая ведьма постоянно ходит обнажённой и выполняет мелкие поручения Воланда.

Рассмотрим каждого из этих персонажей более детально.

Кот Бегемот

Большой чёрный кот-оборотень, который ходит на двух лапах, умеет разговаривать, чем шокирует горожан. Чувство юмора сочетается у него с любовью к философии, интеллигентными манерами, любовью к сочинению, но и с жестокостью вместе с тем.

Кот Бегемот

Чтобы лучше понять характер этого подручного Сатаны, обратимся к истории возникновения и его имени, и персонажа вообще. Вероятно, Булгаков использовал в качестве прототипа Бегемота из апокрифической книги. Согласно исследованию И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», это было чудище, или демон, который обладал слоновьей головой, хоботом и клыками, человеческими руками, громадным животом и толстыми задними ногами и назывался Бегемотом. Олицетворял этот бес собой удовлетворение желаний желудка, или, другими словами, чревоугодие.

В «Мастере и Маргарите» он изображён чёрным котом, но с человеческими руками. В праздничную ночь Мастер сказал: «Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот…» Непосредственным прототипом был собственный кот Булгакова Флюшка. Чёрный окрас животного выбран как олицетворение нечистой силы.

Благодаря искромётному юмору этого члена шайки, Бегемот стал самым ярким и любимым героем романа. Он постоянно шутит, смешно врёт, придумывает розыгрыши, чем сводит москвичей с ума. Посредством этого персонажа Михаил Афанасьевич показывает собственное чувство юмора и способность к самоиронии.

Описывая обжорства кота в Торгсине, автор высмеивает порок чревоугодия, которым одержимы городские посетители заведения, и сам он в том числе, в то время как люди на периферии живут впроголодь.

«Клетчатый» Фагот

Фагот-Коровьев — старший в шайке мессира. Одним он представляется бывшим регентом церковного хора, другим — переводчиком у фокусника-иностранца. Исследователи в фамилии Коровьев находят ссылку на других героев — Коровина у Достоевского в «Селе Степанчикове и его обитателях» и статского советника Теляева из «Упыря» Алексея Толстого. Приспешник Воланда наделён некоторыми общими чертами с этими персонажами.

Фагот-Коровьев

Второе имя — Фагот — ассоциируется с музыкальным инструментом. Возможно, с этим связана проделка Коровьева со служащими филиала Зрелищной комиссии, в которой жертвы, помимо собственного желания, хором пели «Славное море священный Байкал» под руководством зачинщика проделки. Он такой же тонкий и длинный, в любой момент готовый согнуться пополам, якобы чтобы угодить, но на самом деле задумывая очередную проделку. Некоторые считают, что это имя происходит от французского «fagot», означающего связку веток и символизирующего еретика.

Подручный Воланда легко меняет маски — то он мошенник, то пьяница — регент хора, то гаер, то переводчик богатого иностранца. Он неразлучен с Бегемотом, участвует во всех его шалостях, дурачится и издевается над людьми. Только в конце романа автор показывает его настоящее лицо — печального рыцаря, не смотрящего ни на луну, ни на землю.

На вопрос Маргариты, отчего он так изменился, Воланд ответил, что тот когда-то неудачно пошутил по поводу света и тьмы, из-за чего он вынужден шутить намного дольше, чем ожидал — наказан шутовским гаерским видом и смешной одеждой.

В полёте он выглядит настоящим демоном мрака, рыцарем Фаготом, отлично знающим цену человеческим слабостям и добродетелям.

Клыкастый разбойник Азазелло

Пламенно-рыжий демон-убийца, или демон пустыни, обладающий неприятной внешностью и выполняющий функции главного злодея — убийцы и обольстителя. Он отталкивает злобным выражением лица, отвратительным бельмом и торчащим изо рта клыком.

Клыкастый разбойник Азазелло

Имя его автор романа взял из Ветхого Завета. Падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения, звали Азазель. Он научил мужчин воевать, а прекрасную половину человечества — обольщать и лгать. Этот демон обитал в пустыне, поэтому в день искупления люди наряжали козла подарками, увивали его рога лентами и отпускали в пустыню, чтобы умилостивить злобного духа смерти.

Наверное, Азазелло был послан к Маргарите, чтобы передать ей чудодейственный крем и подготовить королеву к балу, потому что уже имел опыт привлечения женщин к «блудливому искусству» использования косметики.

Но главная роль Азазелло — злодейства и убийства. Он сам говорит об этом женщине: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде — это моя прямая специальность…» Ведь именно этот подручный мессира убил барона Майгеля, выставил из злополучной квартиры дядю покойного Берлиоза и отправил Стёпу Лиходеева в Ялту.

При выполнении поручений хозяина он всегда точен и серьёзен. Его главная функция заключается в насилии. В последнем полёте рыжий убийца предстаёт перед читателями сосредоточенным рыцарем в стальных доспехах с пустыми чёрными глазами убийцы.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Самый незначительный персонаж в свите Воланда — красивая рыжеволосая девушка с зелёными глазами. Имя было взято из энциклопедии Брокгауза и Ефрона со статьи «Чародейство». Там так именовались безвременно погибшие девушки с острова Лесбос, после смерти становившиеся вампирами.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Гелла — наглая и беспринципная, из одежды она иногда надевает только передник служанки, чем шокирует посетителей Нехорошей квартиры № 50. Вампирша выполняет мелкие поручения хозяина, целует и превращает в вампира несчастного Варенуху. Причём, черты её поведения при этом схожи с поведением вампиров из повести «Упырь» Алексея Толстого — то же щёлканье зубами и причмокивание.

Следует отметить, что в сцене полёта свиты ведьма отсутствует — либо из-за своей незначительной роли, либо она осталась в качестве вампира на земле, либо автор просто в силу неоконченности романа не успел прописать её роль.

Последствия пребывания свиты в Москве

Спутники Воланда в Москве учиняют много неразберихи и беспорядков. В буйной свите мессира:

  • шут и мастер розыгрышей — Кот Бегемот;
  • болтливый и развязный «клетчатый» Коровьев-Фагот;
  • отталкивающий и мрачный Азазелло;
  • развязная красавица Гелла.

Эти силы ада то по одному, то объединяясь между собой, создают жуткие, но чаще комичные, ситуации. Нужно отметить, что во всех этих проделках расчёт идёт на человеческие пороки и слабости, и каждая жертва шайки сама виновата в происходящем.

Стёпа Лиходеев

Например, Стёпа Лиходеев, переброшенный из Москвы в Ялту: «…вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о Стёпе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки. — Машину зря гоняют казённую! — нябедничал и Кот».

За свои низменные желания герои романа наказаны: Стёпа побывал в Ялте, хитрый дядя Берлиоза выставлен из квартиры, карьеристу Римскому так доказывают наличие «явлений необыкновенных», что он становится моментально стариком.

Можно сказать, что свита Воланда не столько сбивает с пути истинного честных и добропорядочных людей, сколько раскрывает проступки и преступления уже состоявшихся злодеев. Словами и проделками подручных Сатаны Михаил Булгаков освещает тему бюрократии, воровства, нечистоплотности чиновников, жадности, чревоугодия и других пороков человечества.

Пребывание Воланда и дьявольских ассистентов в Москве значительного урона не наносит, но карает некоторых деятелей, преступивших Христианскую мораль.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector