Тема добра и зла всегда остается актуальной. Безусловно, в литературе она нашла свое отражение. Практически каждое литературное сочинение так или иначе несет какую-либо мораль и противопоставляет позитивных и негативных персонажей. Особенно интересной является характеристика Иешуа из «Мастера и Маргариты», потому что этот персонаж стал воплощением идеального человека и чистого добра.
Сюжетные линии «Мастера и Маргариты»
Роман «Мастер и Маргарита» является одним из известнейших трудов Михаила Афанасьевича Булгакова. Работа над произведением велась несколько лет, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Однако из-за неоднозначности сюжета и скрытого контекста роман долго не выпускался, так как его не пропускала советская цензура.
Произведение имеет особенности в изложении событий и своей структуре. Речь идет о так называемом «романе в романе». Можно выделить две основные сюжетные линии «Мастера и Маргариты»:
- Основная линия, где рассказывается о Москве 20-х годов XX века. События разворачиваются вокруг нескольких ключевых персонажей: с одной стороны — это история Маргариты и Мастера; а с другой — повествование о том, как Воланд, он же сатана, решил посетить город и посмотреть на людей.
- Вспомогательная линия — рассказ о Понтии Пилате. Она напрямую связана с основным сюжетом, так как это повествование является плодом творения Мастера. Книга рассказывает о прокураторе и осужденном бродяге.
История о Понтии Пилате начинается в момент, когда Воланд впервые появляется на Патриарших прудах, и оканчивается уже под конец развития событий основной сюжетной линии — истории Мастера и Маргариты.
Главы «Мастера и Маргариты» идут одна за другой так, что сначала читатель наблюдает события в Москве, а в следующей главе идет повествование о странствующем философе и его знакомстве с прокуратором. Поэтому не стоит говорить, что это две разные части книги. Истории идут параллельно друг другу, а в конце книги переплетаются.
Образ странствующего мыслителя
Иешуа Га-Ноцри — один из основных героев романа. Он путешествующий философ. Цитатная характеристика внешнего вида персонажа говорит, что одет он был скромно, в поношенны вещах. Знакомство с ним происходит практически в начале романа. Информации о его родителях нет, а сам он много лет странствует по свету и делится собственной истиной. У него нет друзей, однако есть верный последователь, которого зовут Левий Матвей. Он старательно записывает слова Иешуа, что пугает философа.
Странник был пойман и приведен к прокуратору Понтию Пилату. Философ был избит, и не пытался сопротивляться страже. Пилат впечатлен его добротой и проницательностью. Иешуа легко угадывает, что прокуратор страдает сильнейшей головной болью и мечтает об избавлении от этого мучения. Бродяга знает несколько языков, что является показателем уровня образованности.
Последующая беседа, которая происходит между Пилатом и Иешуа, задевает различные темы. Среди них темы религиозности и власти, доброты и истины. Некоторые цитаты философа-бродяги наталкивали на дальнейшие споры и рассуждения. Так, Понтий Пилат представляет философу палача по прозвищу Крысобой. Судя по описанию, это был человек исполинских размеров с изуродованным лицом, который пережил в жизни много жестокости. Он внушал страх. Но его Иешуа называет добрым человеком, что является поводом для новой дискуссии между прокуратором и мыслителем.
Прокуратор, будучи человеком образованным, осознает, что философа арестовали по ошибке. Он предлагает бродяге отказаться от своих изречений, и тогда ему будет дарована свобода. Но Иешуа не соглашается. Это еще раз показывает его благородство и смелость.
Однако прокуратору смелости не хватило. И он отправил Иешуа на казнь, потому что боялся потерять авторитет и должность. Философ был казнен. И единственный, кто был с ним до конца это последователь Левий Матвей. Пилат осознавал, что совершил ошибку, а странствующий мудрец часто приходил к нему во снах, где они обсуждали различные острые темы и вели приятные беседы.
Тем не менее кое-что прокуратор все же смог сделать: он организовал убийство Иуды, который смог предать своего товарища и учителя. Иуда оказался не так верен, как Левий Матвей и поплатился за это. Это лишь малая часть того, что Пилат смог сделать во имя бродяги, чтобы искупить свою вину.
Последнее упоминание о странствующем философе происходит уже в другой сюжетной линии. Там Левий Матвей приходит с посланием для Воланда, где говорит, чтобы «он взял Мастер с собой и наградил покоем». То же самое говорится о Маргарите, которая страдала вместе с Мастером и была с ним до конца.
Значение персонажа
Бездомный философ из романа «Мастер и Маргарита» напоминает библейского Иисуса. У них похожие имена: так «Иешуа» — еврейское произношение имени «Иисус», а «Га-Ноцри» значит «из Назарета». А истории кажутся идентичными. Однако это лишь первое впечатление. Как признавался сам Булгаков, Иешуа — образ собирательный.
Иисус и Иешуа являются носителями истины, особого мировоззрения. Но, несмотря на схожесть, взгляды философов не всегда совпадают. К примеру, Иешуа был против того, чтобы его слова записывались и передавались как учение. Христос же, наоборот, организовал вокруг себя круг учеников и просил распространять его слово, чтобы как можно больше людей могло уверовать в единого Бога.
Еще одно отличие Иешуа от Христа — это мнение относительно людей. Иешуа утверждает, что все люди добрые, а злых людей не бывает. По его мнению, люди, которые кажутся злыми, на самом деле просто несчастны. Такое мнение он выдвигал, когда речь зашла о Крысобое. Мнение Иисуса Христа на этот счет было иным: существуют люди и добрые, и злые. Это подтверждает, что Булгаков не пытался полностью воспроизвести образ библейского учителя.
Писатель указывал на сходство персонажа с князем Мышкиным. Лев Мышкин — это ключевой персонаж в произведении Достоевского «Идиот». Князь был добрым, наивным и простоватым. Он верил в высшие истины и отстаивал их. Однако общество не было готово к такой доброте, и князь сошел с ума. По сути, как и в случае с Иешуа, Мышкин был растоптан обществом, не принявшем подобные истины.
Вопрос о том, какое место занимает Иешуа в романе, остается открытым и по сей день. Исследователи расходятся во мнении относительно персонажа. Можно выделить две основные теории по этому поводу:
- Иешуа выступает в качестве антипода Воланду и его свите. Основная теория, по которой философ противопоставляется сатане. В конце романа можно встретить фразу, что без света не было бы и тьмы. Однако, как показывает сюжетная линия, зло тоже имеет собственные оттенки. Воланд не выглядит абсолютным злодеем.
- Сопоставление ершалаимских событий и московских. Странствующий философ подобен своему создателю, Мастеру. Автор романа о Понтии Пилате испытывает много страданий и зла, как и бродяга. Он переживает предательство от Алоизия так же, как Иешуа от Иуды. У Мастера есть и последователь — Иван Бездомный, с которым он знакомится в клинике для душевнобольных. Ученик Иешуа — Левий Матвей. Такое сравнение наталкивает на мысль, что Мастер в некотором роде переложил себя на образ казненного бродяги.
Иешуа Га-Ноцри имеет влияние на развитие событий в романе. Он олицетворение чистого добра и верности своим взглядам. Понтий Пилат на последних страницах повествования, наконец, обретает покой, и может вновь беседовать с путешествующим философом.