Противоречивость Обломова и черты его характера

Полнота и сложность характера обломова Обломов

Если заходит речь о творчестве И. А. Гончарова, то даже тот, кто далек от литературы, знает главного героя его романа — Обломова. Черты характера и противоречивость этого персонажа позволяют увидеть, как воспитание может повлиять на формирование личности, а сложность с адаптацией к изменениям внешних условий делает человека потерянным и чужим в современном обществе.

Противоречивость Ильи Ильича

Каковы ассоциации с этим персонажем? Почти каждый навскидку может ответить на такой вопрос так:

Черты характера и противоречивость обломова

  • неистребимая лень;
  • мягкий диван, с которого гончаровский герой почти не встает;
  • халат из персидской материи;
  • длинные, мягкие и широкие туфли;
  • слуга по имени Захар, без которого Илья Ильич не может ни умыться, ни одеться, ни поесть.

Те, кто углублялся в этот роман, наверняка ловили себя на мысли, что ленивый, нерешительный, не приспособленный к жизни герой вызывает симпатию, которую трудно объяснить. Многие читатели признаются, что Обломов при всех перечисленных минусах трогает душу больше, чем энергичный, успешный, имеющий много плюсов, привлекательный и хороший во всех отношениях Андрей Штольц. И в этом, пожалуй, заключается главная интрига и загадка произведения.

Значение имени

Уже в самом названии романа, которое является фамилией героя, содержится что-то уютно-округлое. Критики и литературоведы почти единодушно отмечают тройное «О» и созвучие со старинным словом «обло». Оно означает «кругло». Но тут же прослеживается и другое понятие — «облом», т. е. место, где что-то отломилось. Пожалуй, подойдет и современное толкование этого слова — «неудача, разочарование».

Можно применить и молодежно-жаргонное «влом» — лень. Герою много чего не хочется делать: разбираться с ситуацией в родовом имении, менять квартиру, читать книги, думать. Конечно, автор не мог предвидеть, что это слово появится, но классика на то таковой и является, чтобы всегда быть современной.

Характер обломова

Образ Обломова — изображение национального русского характера. Стоит обратить внимание, что героя зовут Илья. В детстве Обломов заслушивался няниными сказками про богатырей, в том числе про своего могучего тезку, и воображал себя «непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит». Былинный Илья до 33 лет сиднем сидел, а гончаровский, предстающий перед читателем почти в том же возрасте, постоянно лежит.

Но если фольклорный богатырь оказался без сил и обездвиженным из-за недуга, то литературный персонаж лишил себя движения по доброй воле. И подвиги у героя романа куда скромнее, чем у его древнерусского собрата: вставать в семь часов, ежедневно заботиться о своей внешности, читать книги. Перед Ильей Муромцем стояла задача одолеть разбойника, перед Обломовым — победить собственную лень. Если говорить кратко, то с Соловьем было проще.

Инфантильность персонажа

Можно выделить несколько основных отличительных черт Обломова: искренность, чувствительность, нежность, доверчивость, мечтательность. Каждый может сказать, что эти качества положительные. Но Обломова после перечисления всего этого читатель может назвать ребенком. И действительно, те, кто любит его, в той или иной степени относятся к нему, как к маленькому:

Черты характера обломова

  1. Штольц опекает, защищает его, выручает в трудных ситуациях.
  2. Ольга хочет воспитать, развить героя как личность.
  3. Захар ухаживает за барином, чуть ли не как за младенцем.
  4. Агафья в конце романа окружила его материнской заботой и добротой.

Но беда в том, что Обломов — далеко не ребенок, и то, что прелестно в детстве, совсем иначе воспринимается в зрелом возрасте. Так, искренность может обернуться неумением разбираться в людях, чувствительность и нежность — слабостью характера, доверчивость — стремлением переложить свои проблемы на чужие плечи, наконец, детскость его личности воспринимается как инфантильность. У героя грань между этими характеристиками настолько неуловима, что невозможно относиться к нему однозначно.

Любовь по-обломовски

В этом плане до встречи с Ольгой герой «ограничивался поклонением издали, на почтительном расстоянии». Ильинская у Обломова ассоциируется с веткой сирени и арией «Casta diva» («Чистая богиня») из оперы Винченцо Беллини «Норма».

Положительные качества обломова

В мечтах о девушке нет ничего эротического: он идет с возлюбленной «по длинной аллее, держа ее за талию, сидит в беседке, на террасе…». Но когда герой думает о предстоящей поездке в родовое поместье, в мыслях появляется «краснощекая прислужница, с голыми, круглыми и мягкими локтями и с загорелой шеей», вызывающая отнюдь не платонические желания.

Для Ольги Обломов — «какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Стоит заметить, что в начале их отношений девушка берет на себя мужскую, активную, творческую роль, оставляя избраннику женскую, пассивную. Под ее влиянием Илья:

  • забросил свой неизменный халат;
  • стал много ходить пешком;
  • начал читать;
  • посещал музеи.

Но через месяц такой активной жизни он почувствовал усталость. И настал день, когда герой осознал (или внушил себе), что Ольга любить его не может.

Черты характера обломова

Под влиянием этой мысли Обломов совершает следующий поступок: отправляет ей послание, где заявляет, что им необходимо расстаться. «Вы ошиблись, — говорилось в письме, — перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль». Послание Обломова произвело совсем не то действие, которого он ожидал. Ольга усмотрела в нем честность возлюбленного, заботу о ней, и ее чувство к нему усилилось.

Илью же поразило столь благородное толкование его письма. Влюбленные еще больше сближаются, герой делает избраннице предложение, но они решают не объявлять об этом, пока не будут улажены дела в Обломовке.

Тем временем обстоятельства вынуждают Илью перебраться в новую квартиру. Первое, что он там видит, — словно материализовавшиеся из его потаенных мечтаний голые локти, вполне круглые и мягкие, а потом замечает их обладательницу. Это хозяйка дома, вдова коллежского секретаря Агафья Матвеевна Пшеницына. То, что не сделало письмо Обломова, сотворила сама судьба.

Ольга убедилась, что не сможет изменить сущность возлюбленного. Они с Обломовым расстаются, при этом оба глубоко страдают. Дальнейший путь Ольги ведет к Штольцу, а Ильи — к дивану, халату и голым локтям.

Родные места

Глава IX первой части романа — особая. Она единственная имеет название — «Сон Обломова». В ней родная деревня Ильи Ильича представлена как затерянный уголок земли, почти тридесятое царство, за пределами которого — «темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами».

Для обломовцев главное содержание повседневной жизни составляли еда и сон. Что касается труда, то они воспринимали его как наказание. Такие стороны общественной жизни, как наука и прогресс, не затрагивали Обломовку, она была самодостаточна и не нуждалась в переменах. В этой сытой и сонной обители рос маленький Илюша под сказки няни, в которых изображался мир, «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей», где все можно получить «по щучьему велению», и ему становилось грустно, что «сказка — не жизнь, а жизнь — не сказка».

Положительные качества обломова

Юный барчонок был центром этого сыто-сонного царства. Его оберегали от всего, следили за каждым шагом: «Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…».

В 14 лет Илья не мог сам ни одеться, ни обуться без помощи своего верного слуги Захара. Таков был мир детства Обломова. Это был исток, где и сформировалась его личность. Как большинство людей, Илья Ильич идеализировал то время и мечтал вернуться туда, там он провел самую безмятежную пору жизни, но все откладывал поездку в родную деревню.

Поводов не поехать было много, а причина одна: в отчий дом вернуться можно, в детство же — нельзя. А взрослого Илью в Обломовке ждало не сыто-сонное блаженство, а множество проблем, решать которые ему было неохота.

Возвращение в детство

В конце романа читатель видит ту часть Выборгской стороны, где находится домик Агафьи. Немощеные улицы, деревянные тротуары, пасется скот, разгуливают куры — трудно поверить, что это часть имперской столицы. Новое семейное гнездо Обломова стало поистине полной чашей, там было все, что требовалось. Илья Ильич снова оказался центром своей вселенной, и все вращалось вокруг него. Только вместо ленивой обломовской дворни этот мир создавала и поддерживала неутомимая Агафья, которая, будучи хозяйкой, заменяла целый штат слуг.

Положительные и отрицательные качества обломова

В какой-то мере та идеальная Обломовка, о которой мечтал Илья, образовалась на Выборгской стороне, и ничто не мешало ему быть самим собой: лежать на диване и любоваться обнаженными локтями жены, постоянно находящимися в движении, поскольку Агафья не могла сидеть без дела. В его новой «Обломовке» имелось то, чего не было в настоящей: человек, который не только не стремился избавиться от труда, но всегда был готов взять всю работу на себя.

Но изменение семейного положения и сам факт проживания в столице внесли в существование героя некоторые коррективы. Он несколько расшевелился: стал принимать участие в воспитании собственного сына, детей Агафьи, даже выезжать без принуждения с семей на праздничные гулянья и в театр. Илья был совершенно счастлив, но обломовские прелести жизни и сказались на нем с отрицательной стороны, они его и убили: из-за малоподвижности, обильного питания и полноты случился апоплексический удар. Обломов немного не дожил до 40 лет.

«Лишний человек»

В русской литературе XIX столетия таким «титулом» награждали героя, чьи недюжинные способности и личностные качества оказались невостребованными в обществе. Свое место в ряду «лишних людей» занимает и Обломов.

Хотелось бы отметить его отличие от других персонажей этого типа. Пожалуй, ни один из «лишних людей» после своего ухода — из общества, страны или вообще этого мира — не оставил в душах и жизни тех, с кем он был связан, такого глубокого следа, как Обломов.

Преобразилась его вдова Агафья. Раньше читатель ней видел только недалекую, полуграмотную женщину, примечательную лишь локтями, о которых не уставал напоминать писатель. В финале романа она предстает как одухотворенное существо: «на всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет» жизни с любимым человеком, «навсегда осмыслилась жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Жена обломова

Захар, оставшись без своего барина, оказался никому не нужен и был вынужден нищенствовать. Но когда Штольц предложил ему кров и хлеб в Обломовке — родной деревне Захара — старик отказался: предпочел остаться без крыши над головой, но возле могилы своего господина.

Память об Илье навсегда осталась в душах Ольги и Андрея. Хочется верить, что благодаря ей их отношения не станут рутиной, что она будет одной из скреп союза этих двух людей.

Обломов — единственный из «лишних людей», создавший полноценную семью и нашедший в ней счастье. Будущее его сына дает читателю пищу для размышлений. Андрюша — этакий гибрид двух антиподов. Обломов по крови, внешне вылитый отец, но воспитывается Штольцами. Что в нем возобладает — гены или формирование личности в антиобломовских условиях? В этом — открытый финал романа.

Для написания сочинения на тему: «Свет и тени в характере Обломова» необходимо сделать тщательный анализ произведения, всех его глав. Материал статьи поможет составить конспект для открытого урока по литературе. Для того чтобы презентация была более яркой, можно составить цитатную характеристику главного героя романа в виде таблицы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector