Поучительная критика Добролюбова романа «Обломов» жизненна во все времена. Это произведение Гончарова дало характеристику застоя крепостному строю, а в лице главного героя, Ильи Ильича Обломова, раскрываются изъяны русской жизни. Царство апатии, лености и равнодушия разрушало судьбы людей. Перемены в обществе переходного периода выражались в страданиях народа.
Добролюбов об обломовщине
Негативные черты в характере человека формировали стиль жизни русского крепостничества. Произведение И. А. Гончарова трактовалось критиками, давшими рецензию роману.
Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» была написанная в 1859 г. Роман, оцененный критиком, указал на боль общественности и способы ее решения. Читателю была дана возможность сравнить похожие статьи Д. И. Писарева и А. В. Дружинина. Современники писателя имели привилегию авторитета в суждениях об эпохе. Она была близка их пониманию.
«Обломов» в русской критике является указателем на бездеятельную жизнь людей. Поколение молодежи жило без цели. Добролюбов видит, что окружающая среда и общество несут негатив душе человека. Все лучшее в нем гаснет.
«Обломовщина» трактуется как жизнь неплохого человека, решившего, что не делать ничего достойнее, чем делать зло. Мнение критика, что такое поведение не является ленью, удивляет. Тогда — что это? В ней скрыт протест против всего происходящего вокруг. Где обогащение трудом другого человека считается нормальным явлением.
Цитата Добролюбова — «сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог» — говорит о беспомощности персонажа.
Страданию Ильи Ильича послужило знание причин, которые привели его к никчемному существованию. Герой романа стал «лишним человеком», посвятив годы жизни лежанию на диване. В этом, по словам критика, Обломов выразил оппозицию действительности.
Когда-то «Душа его была ещё чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви, своей поры, своей патетической страсти, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась».
Критик отмечает, что воспитание повлияло на подрастающее поколение в привитии «обломовского» типа. В обществе царили:
- лень;
- безразличие;
- праздность;
- желание наслаждения;
- стремление к покою.
Причина всех бед не в поступках Ильи Ильича, а в обломовщине.
Трактовка романа Н. А. Добролюбовым была принята читателями. И. А. Гончаров отметил, что критик достаточно разобрал тему обломовщины. Цитатный конспект статьи критика распределен на пункты обоснованных им мыслей. С его помощь пишут рефераты, создают таблицы и пишут сочинения.
Гончаров — художник слова
Писательский взлет творчества И. А. Гончарова был отмечен после презентации «Обломова». Народ заинтересовался романом.
Творчество писателя основано на умении показать явления в обыденной жизни. Он дает право человеку самому рассудить ход событий. Это поможет сопоставить достоверность происходящего в романе с реальностью. Сам Гончаров не делает обобщения произведению. Добролюбов оценил этот подход автора к работе.
Писатель сумел создать образ на бумаге, сформировав его прежде мысленно, словно скульптуру. Читавшие роман, удивлялись его растянутости, пытаясь уловить смысл романа. Но писатель не отступает от цели — показать сущность происходящего среди людей, во всех слоях общества. Раскрывая характер ленивого барина, не допускает сюжетам со стороны вторгаться в произведение.
Определение лени и нежелание творить является главной мыслью работы Гончарова. Жизнь не восхищает Обломова и не бьет ключом. Критический отзыв в статье, показывает неотступность писателя, в своем намерении довести дело до победного конца. Он не отступил от того, что его задело за душу и произвело впечатление, не давая покоя. Не оставил волнующую тему, не исследовав ее и, не сделав сравнение.
«Обломовцы» других авторов
Добролюбовский анализ других литературных произведений вскрывает «обломовщину». Не скрыта скорбь мучительного поиска смысла жизни героями:
- Рудин;
- Онегин;
- Манилов;
- Печорин.
Русские писатели касались этой темы, поэтому она не стала новостью. Молодые люди, изображенные в писательских трудах Гоголя, Пушкина, Лермонтова не могут определить цель в жизни, не знают, каким трудом заняться. Это видно и у Тургенева в «Гамлете Щигровского уезда» и «Дневнике лишнего человека».
Выявляя закономерности, критик оценивает «обломовщину» как дармоедство и нетрудоспособность. Попытки героев-обломовцев приступить к деятельности не имеют перспектив. Читатель видит, что они знают о своих способностях и умении трудиться, но не верят в реализацию этой возможности. Шаги к действию у героев других романов дальше обдумывания не предпринимались. Они:
- интересуются чтением книг и им скучно;
- праздно проводят время;
- ничем не заинтересованы.
Критик также кратко обобщает, что у «обломовцев» отмечается презрение к людям. Они не умеют любить и не знают, что искать в любви. Но одно качество характера объединяет их — желание получить похвалу, даже путем уничижения себя. Сон и пища были их главной заботой. Интерес вызывали лишь проблемы быта. Никакие цели не мешали спокойному провождению времени.
Автор отметил, что тема «обломовщины» в литературе появилась, благодаря писателям, имеющим «широту воззрения и силу таланта».
Анализ писательских трудов акцентирует, что явление отчаявшихся бездельников распространяется. Люди этого типа не в состоянии оценить свои возможности. Не имея стремления ни к какому делу, устают от самих себя. Есть одно желание, чтобы прихоти исполнялись без сложностей. Мечты не претворяются в жизнь, так как герои романов не знают, каким образом этого достичь.
Родители берегли, на примере Ильи Ильича, детей от труда. Для этого были слуги. Они всегда находились рядом. С раннего детства пресекались любознательность, самостоятельность и желание творить. Со временем порывы к созиданию увядали.
«Обломовцы» не понимают, зачем живут, нет видения своего предназначения. В жизни Обломова отсутствие смысла бытия, принесло скуку, от которой он тяготится. Радости нет ни от работы, ни от учебы, ни от общения с женщинами. Праздно проводя время, часто в разговорах, герои произведений считают это занятие делами.
Роман Гончарова сумел открыть новый взгляд на героев-лежебоков, умеющих умно рассуждать. Читатель понял суть «обломовцев», изменив мнение о достоинствах их поступков. Потому Добролюбов называет Обломова честнее других персонажей. Он, в отличие от них, не скрывает своей сущности и никого не вводит в заблуждение относительно своего статуса.
Критика Добролюбова о «Обломове» гласит, что писатель поторопился похоронить «обломовщину.» Поместье, где родился Илья Ильич дало корни этому явлению. Крепостничество омрачило судьбы одних людей непосильным трудом, других угнетало бездельем. Описав существование Обломова, автор показывает мученическую жизнь всего народа. Просвета не видно и «надгробное слово писать еще рано».
«Противоядие» Обломову
Писатель знакомит читателя с образами людей, ведущих деятельную жизнь и не отчаивающихся от скуки. Это друг Обломова Штольц и Ольга Ильинская. Грядущие перемены, зовущие к действию, дают автору толчок появлению этих персонажей.
Штольц является человеком, любящим труд и имеющим активную жизненную позицию. Ему небезразлично, что происходит с обществом, он понимает, что перемены необходимы. Но повлиять на грядущие события не может и не желает, считая, что время еще не пришло.
Являясь другом Обломова, Штольц пытается вразумить его в сложных ситуациях. Предлагает свою помощь, дает советы, старается вывести друга в свет, чтобы вернуть его к жизни. Но все попытки спасти человека от апатии оказываются безрезультатными. Несмотря на хорошее отношение к другу, Илья Ильич не последовал его советам. При отсутствии друга он опять уединялся и вывести его из уныния не могло ничто. Никаких происшествий, оставляющих яркое впечатление, вокруг не происходило. И взгляд Обломова становился потухшим.
Обломовский тип человека склонен к деградации личности. Сонливость и отсутствие интереса к окружению отражается на неопрятности внешнего вида. Проживая дни в «сонном царстве», не приведя в порядок комнату, барин не видит скопившуюся пыль ни на книгах, ни на столе. Состояние апатии Ильи Ильича усиливает образ унылого слуги Захара. Мечты, когда-то волновавшие душу, не пробуждают в ней жажду жизни.
В статье указано, что более всех на общество способна повлиять Ольга Ильинская. Он считает, что по своему развитию она представитель высшего идеала, какой может в обществе трудной эпохи создать художник. Образ женщины «необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонии своего сердца и воли поражает нас».
Читатель понимает, что обломовщина не скроется от нее. «Она сумеет распознать ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько силы, чтобы произвести над ней суд беспощадный». Ольге Ильинской присуща способность помочь другим выйти из дремоты. Это качество характера в твердости принятия решений, не свойственно Штольцу.
Писарев считает, что обломовцы — мученики своего времени. Народ не может решиться перешагнуть в другую жизнь. По его мнению, это является причиной разлада в поколении. Высокие мысли и решение действовать не пересекались. Нравственность и попытка к действию запрятаны за робостью. В романе показано неумение и нежелание персонажей вступить в борьбу с апатией.
Дружининский ход мысли об «Обломове», подчеркивает упадок жизненных сил и неспособность народа победить лень. Оценкой жизни Ильи Ильича, очнувшегося после увиденного сна, является безысходность его бытия. Раздумывая о пустоте своей жизни, он, на короткое время решает изменить ее, но не в состоянии сделать шаг навстречу переменам.
Дружинин видит Гончарова как поэта. Потому что писатель сумел показать в романе лирическое мышление и героя романа с негативной стороны.
Обломовщина является социальной проблемой. И. А. Гончаров в своем произведении ставит вопрос о необходимости нужных людей, кто сможет повести народ вперед, к оздоровлению общества.