Извечная тема взаимоотношений родителей и детей раскрыта в романе Тургенева И. С. «Отцы и дети». Молодые люди, считая себя более прогрессивными, чем их родители, многое отвергают из их жизни. Тургенев И. С. демонстрирует противоречия на примере модного в России во второй половине 19 века нигилизма. Всё ставит на свои места смерть Базарова, анализ эпизода показывает, почему ценности старшего поколения выше модных тенденций.
Характеристика главного героя
Евгений Базаров — образованный человек, глубоко убежденный в том, что пользу человечеству способны принести исключительно точные науки: медицина, математика, химия и т. д. Искусство и религия являются надуманным, пришлым, соответственно, ненужным элементом.
Автор характеризует героя как умного, волевого, самоотверженного человека. Тургеневу И. С. удается преподнести читателю персонаж с положительной стороны, несмотря на свое несогласие с его нигилистической позицией. Нигилизм Базарова проявляется в:
- абсолютном отрицании общепринятых ценностей и норм поведения;
- разрушении пережитков прошлого, расчистке места для будущих идей;
- его искреннем отрицании человеческих чувств, являющихся нерациональными;
- осознании исчерпанности религии.
При этом Базаров хочет быть полезным своей стране. Однако конкретный план его жизни рушится, когда Евгений понимает, что любит молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Это серьезное испытание для него. Базаров едет в родительский дом в том числе и для того, чтобы разобраться в себе и отношении к людям.
Содержание фрагмента
Развитие сюжетной линии позволяет кратко сделать анализ эпизода, смерть Базарова в котором является финалом повествования. Краткое содержание отрывка:
- Настроенный работать, Базаров теряет интерес к деятельности. Начал ходить на прогулки с отцом, но молча. Каждый думает о своем.
- Базаров полагает, что умеет разговаривать с мужиками. Но хитрецы смеются за глаза над его монологами.
- Проводя вскрытие умершего от тифа, Евгений допускает роковую ошибку. В результате случайности или из-за небрежности к своей разрушающейся жизни, он не обработал рану, в которую попала инфекция. Базаров понимает, что болезнь смертельна.
- Базаров не хочет умирать. Поведение Базарова меняется. Он соглашается причаститься перед смертью. Просит родителей помолиться за него.
- Базаров желает последний раз увидеть Одинцову. Их разговор не складывается. Базаров предстал перед Одинцовой таким, какой есть на самом деле, без налёта нигилизма.
- Одинцова испугана мертвенным лицом Базарова. Она понимает, если бы она испытывала любовь, то реагировала бы иначе. Прощаясь, Одинцова поцеловала Базарова в лоб.
- Базаров впадает в беспамятство. На следующий день он умирает.
Сцена переосмысления ценностей и смерти Базарова является ключевой в романе.
Образы и средства выразительности
Тургенев И. С. ярко описывает ощущения Базарова «до» и «после». Это подтверждает цитата из романа: «безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится». Базаров считал себя гигантом, а оказался обычным человеком. Проводя анализ смерти Базарова, нельзя не отметить его мужественного, достойного ухода. Умирая физически, он возродил в душе лучшие чувства к родителям и любимой женщине.
Автор выразительно использует сны и бессонницу персонажей сочинениякак показатель их душевного напряжения. Если проанализировать сон Евгения, в котором кружилась Одинцова и его мать в одном лице, становится понятно, что он полностью отрицал женскую энергию — стихию любви и материнства. Умирает Базаров, впадая в тяжёлый сон, забытьё.
Значение эпизода
Анализ 27 главы «Отцы и дети» позволяет понять, в чем символический смысл смерти Базарова. Отрицание человеческой сущности нежизнеспособно. Проявление эмоций, заботы, доброты естественно и необходимо для человека. Какова роль человеколюбия в романе? Желание сделать страну и людей лучше может быть основано исключительно на любви, иначе это становится насилием.
Позиции нигилизма разрушаются под воздействием сильных эмоций. Нигилист Базаров умирает, так как не может пройти этот путь, не разрушив себя. Автор демонстрирует, что отчасти это собственное решение Базарова. Несмотря на то, что Базаров не хочет умирать, он уже не заботится о своей жизни нигилиста.