Во время написания книги Ивана Тургенева интересовали социальные реформы, которые происходили в стране, и это можно наблюдать по темам, которые он решает обсудить и в своем романе: как изменилось российское общество в вопросах, касающихся брака между двумя людьми из разных социальных слоев, новых идей и философских движений, внедряемых в общество, о недавно обретенной свободе слуг и их отношения со своими хозяевами. Проблему отцов и детей в произведении «Отцы и дети» стоит начать рассматривать с общего анализа произведения.
Краткий анализ произведения
Заинтересовавшись политической ситуацией в свое время, Иван Сергеевич вводит в свой роман многочисленные аллюзии, которые указывают на социальные реформы. Наиболее заметное упоминание сделано в отношении статуса слуг, которые больше не рассматривались как рабы, а, скорее, имели права и могли выбирать, как проявить свое уважение к своим хозяевам. Кроме того, землевладельцы больше не обладали властью, которой они обладали век назад. Эти изменения создали напряженность между помещиками и крестьянами и конфликты, представленные в романе.
Литературные элементы романа:
- жанр — социальный роман;
- точка зрения — анонимный рассказчик от третьего лица предоставляет информацию о прошлом персонажа, а также личное мнение о некоторых событиях;
- настроение — трагическое, ироничное;
- главный герой и антагонист — поскольку роман представляет конфликт между двумя поколениями, антагонистом является старое поколение, а главным героем — молодое;
- основной конфликт в романе — философский конфликт между двумя идеологиями, существующими одновременно.
Если кратко, то происходящее — это не битва между двумя персонажами, а битва между старым и новым.
Отдельного рассмотрения заслуживает параллелизм книги. Можно провести параллель между Аркадием и Базаровым, которые оба являются «сыновьями» в романе. Аркадий и Евгений оба приняли нигилистическую философию и новые идеи, поэтому до одного момента они разделяют многое на идеологическом уровне.
В какой-то момент между ними возникает разделение, и они все дальше и дальше отдаляются. Различия между ними становятся очевидными, когда рассказчик описывает, как двое мужчин ведут себя в семье и как они относятся к своим родителям. Аркадий остается привязанным к своему отцу, несмотря на новые идеи, Базаров же не может принять тот факт, что его родители останутся застрявшими в своих старых идеях и убеждениях. Аркадий готов поделиться своими идеями для своей семьи, но Базаров не может этого сделать и поэтому не находит счастья.
Анализ книги можно использовать для написания сочинений по теме произведения.
Основные темы романа
В романе поднимается много нравственных тем, актуальных и в настоящее время, например:
- взаимоотношения поколений;
- вопросы нигилизма и реализма;
- самовоспитание;
- любовь и привязанность.
Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса феодальной системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (демократами-революционерами). Неслучайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а зимой 1860 года заканчиваются. В этот период появляется новый тип общественного деятеля — демократ, который стремится бороться за изменение политической системы России не на словах, а на деле.
О конфликте поколений
Одна из главных тем в романе Тургенева — конфликт отцов и детей — промежуток между поколениями из-за смены времени с замещением идей, убеждений и подходов к жизни. В то время как старшее поколение, включая Николая Кирсанова и его брата Павла Петровича, действует на основе ряда принципов, касающихся брака, социального класса и науки, молодые умы Базарова и Аркадия отрицают и неуважительно относятся к таким принципам.
Павел Петрович всегда проявляет какое-то отвращение к поведению Базарова и его внешности. Это отвращение можно рассматривать как синекдоху отвращения ко всему, что выходит за рамки принятой нормой аристократов.
Существует четкое различие между тем, как изображают Павла и Базарова. В то время как Павел описывается как аристократ, Базаров изображается как не боящийся испачкаться человек, который готов пойти на жертвы ради науки. В глазах старомодного аристократа современный человек — зверь, отвратительное существо, которое ни во что не верит.
Однако, Павел и Евгений похожи в главном. Аркадий рассказывает Базарову о неудавшейся любви Павла Петровича. Базаров высмеивает Павла за то, что он влюбился в женщину, а затем позволил себе погибнуть из-за того, что она его отвергла. Он резко критикует Павла и даже делает его менее похожим на мужчину из-за чувств, которые он испытывал в определенный момент.
Ситуация становится ироничной к концу романа, когда читатель видит Базарова, идущего по стопам Павла после того, как он влюбляется в Анну. Чувство Евгения к Анне губительно для него, и подобно Павлу Петровичу он становится неспособным работать и делать то, что делал до встречи с женщиной. Базаров постепенно становится младшей версией Павла, человеком, которого он высмеивал в прошлом.
Николай и Павел используются как метафоры в связи со старомодным мышлением. И Павел, и Николай принадлежат к старому классу аристократов с четкими представлениями о том, как должно работать общество, и как они должны взаимодействовать с людьми из других социальных классов. В то время как Николай, кажется, более открыт для новых идей, он все еще поддерживает некоторые старые аристократические верования.
Это становится понятным, когда, несмотря на совместного ребенка, Николай все еще не женится на Фенечке, ведь он все еще придерживался убеждения, что кто-то не должен жениться на ком-то с более низким социальным статусом, из-за чего девушка остается в качестве слуги в доме. Аркадий, однако, призывает своего отца жениться на Фенечке, показывая, что социальный статус на самом деле не имеет значения.
Называя себя «нигилистом», Аркадий с триумфом определяет «нигилиста» как «личность, которая не принимает никаких принципов как должное, как бы ни уважали этот принцип в обществе». В первой главе романа Тургенев подчеркивает изменение дискурса к жизни из-за смены системы убеждений. Николай позже размышляет, что его отец не мог понять его, и теперь точно так же он не понимает своего сына.
Проблема отцов и детей в изображении Тургенева заключается не только в непонимании между Кирсановым-старшим и Евгением, но и в отношениях Базарова со своими родителями. Так автор подчеркивает, что никакие два поколения не могли по-настоящему понять друг друга.
Как следует из названия, проблематика романа «Отцы и дети» — это отношения между отцом и сыном. В то время как Николай пытался придерживаться непредвзятого подхода, он в итоге называет «мусором» книгу сына. Точно так же старший Базаров пытался не отставать от меняющегося времени, но также не смог понять и принять новые убеждения молодого поколения. Возникает серьезный контраст между молодыми, свежими идеями городских студентов, противоречащими традиционным идеям деревенских мыслителей.
Статьи по теме: