Характеристика Анны Одинцовой из произведения «Отцы и дети»

Произведение «Отцы и дети» Отцы и дети

Анна Одинцова — один из знаковых женских образов в русской литературе девятнадцатого века. Она является безответной любовью центрального персонажа романа «Отцы и дети» Евгения Базарова, до встречи с ней с большим пренебрежением относившегося к представительницам прекрасного пола. Характеристика Анны Одинцовой позволит узнать о том, какими качествами обладает ее героиня и чем она отличается от типичного для творчества автора образа тургеневской девушки.

Предыстория Одинцовой

Биография Анны Сергеевны Одинцовой, в девичестве Локтевой, полна трагических событий. Она родилась в семье потомственных дворян в начале 1831 года. Ее отцом был Сергей Николаевич Локтев. Мужчина слыл большим красавцем, вел разгульный образ жизни, много пил и играл в карты.

Такое поведение стало причиной его банкротства. В 1849 году Сергей Николаевич с семьей был вынужден переехать в сельскую местность. Имени матери Одинцовой в романе не называется, но известно, что она происходила из обедневшей княжеской семьи. Женщина умерла в 1846 году, так и не дожив до совершеннолетия дочери.

Анна Одинцова в молодости

На момент переезда в деревню Анне было восемнадцать лет. За годы, проведенные в Петербурге, она успела получить хорошее образование, однако не смогла найти ему достойное применение в глуши. В деревне она занималась воспитанием и обучением своей младшей сестры Кати, которой на тот момент было 12 лет.

Смена образа жизни не пошла Сергею Николаевичу на пользу. Через два года он умер, не оставив дочерям наследства. Двадцатилетняя Анна не могла в полной мере заботиться о своей юной сестре, поэтому была вынуждена пригласить старую тетушку по материнской линии, Авдотью Степановну, обладающую ужасным характером.

Вскоре после трагической смерти отца Анна познакомилась с богатым помещиком Одинцовым и вышла за него замуж, взяв его фамилию. Помещик не обладал какими-либо выдающимися качествами и привлекательной внешностью, но имел мягкий и покладистый характер. Шесть лет они прожили в благополучии, затем Одинцов скончался, оставив молодую жену богатой вдовой.

После смерти мужа Анна отправилась в путешествие в Европу, но не смогла жить за границей и вернулась в Россию, в свое имение. Она вела уединенное существование, редко выезжала в большой губернский город.

События в романе

В первый раз героиня появляется только в середине романа «Отцы и дети». Действие четырнадцатой главы происходит знойным летом 1859 года. Анна встречает ключевых героев произведения Базарова и Кирсанова в большом городе, на балу. Между ними завязывается разговор. Молодые люди кажутся Одинцовой интересными собеседниками, и она зовет их погостить в Никольское.

И Аркадий, и Евгений увлекаются Анной Сергеевной. Их пленяет ее красота и умение вести себя в обществе. Поэтому они с удовольствием принимают приглашение женщины и проводят в ее имении около двух недель.

И Аркадий, и Евгений увлекаются Анной Сергеевной.

За это время происходит множество событий, важных для развития сюжета. Аркадий сближается с сестрой Одинцовой, Екатериной. Евгений понимает, что им овладевают чувства, которых он не знал ранее, и решается признаться Анне в любви. Однако женщина, умудренная опытом своей непростой жизни, отказывает молодому нигилисту, фактически выбирая спокойную жизнь, лишенную переживаний и волнений.

Оскорбленный Базаров покидает Никольское, но вскоре вновь возвращается в надежде получить другой ответ. Анна остается непреклонной. Через несколько недель Базаров, вернувшийся в родительское поместье, заражается тифом в ходе одного из медицинских экспериментов. Понимая, что умирает, он просит Одинцову приехать, чтобы извиниться перед ней за свое поведение и попрощаться.

Аркадий и Екатерина женятся в январе 1860 года. После их свадьбы Анна Сергеевна покидает Никольское, оставляя поместье сестре, и переезжает в Москву. Там она знакомится с известным законником, имени которого Тургенев не называет, и вскоре выходит за него замуж. На этом история Одинцовой заканчивается.

Внешность и характер героини

На момент повествования Анне 28 лет. Она производит впечатление красивой, но отстраненной женщины, к мнению которой прислушиваются люди из ее окружения. В ее жизни было множество трагических моментов, она похоронила родителей и мужа, приобрела серьезный жизненный опыт.

Портретное описание героини:

  • высокий рост, стройная фигура;
  • царственная осанка, плечи покатые;
  • глаза и волосы светлые;
  • лицо важное и умное.

Образ Одинцовой

Прекрасным описанием общего образа Одинцовой может служить цитатная характеристика Тургенева, взятая из романа. Автор писал, что «какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Создавая свою героиню, литератор не стремился сделать ее невообразимо прекрасной женщиной. Он считал, что сила Анны должна присутствовать не столько в ее красоте, сколько в ее природном достоинстве и в незаурядности.

Образ Одинцовой не подходит под описание литературного стереотипа тургеневской девушки. Она обладала свободолюбивым характером, не боялась принимать серьезные решения и не использовала свое женское кокетство для того, чтобы управлять мужчинами. С противоположным полом общалась спокойно и ровно, любила разговаривать на серьезные темы, могла отстоять свою точку зрения.

Именно этими качествами Одинцова и привлекла Евгения Базарова. Он мог рассказать Анне все, что ему хотелось, что было у него на уме. Однако Базаров не учел, что женщина, которой он признался в любви, была слишком мудра для того, чтобы связать свою жизнь с человеком, отрицающим все существующие мирские каноны, но ничего не предлагающим взамен.

Настоящая любовь с благоприятным исходом между этими персонажами невозможна. Любить Базарова — значит попасть от него в зависимость, раствориться в путаности его идей и расстаться с покоем, который Анна действительно заслужила после всех перипетий, выпавших на ее жизненном пути.

К слову, и сам И. С. Тургенев категорически отрицал возможное развитие отношений между своими героями. Он не мог допустить, что такая женщина, как Одинцова, сможет полюбить Базарова и примириться с его идеями, идущими вразрез с ее жизненным укладом.

Возможные прототипы

Известный отечественный критик и литературовед А. И. Батюто, изучавший творчество И. С. Тургенева, отмечал, что большинство персонажей его произведений имеют несколько прототипов: и реальных, и литературных.

Прототипами Анны Одинцовой в «Отцах и детях» называют трех женщин:

  • Полину Виардо;
  • Александру Альбединскую;
  • Марию Маркович.

Полина Виардо

Полина Виардо — известная итало-французская оперная певица, возлюбленная Тургенева. Она знаменита выдающимся артистизмом и талантом к пению. По мнению критиков, Тургенев наделил Одинцову такими чертами характера Виардо, как рассудительность, живой ум и умение вести себя в обществе. Автор не ставил себе цель в полном копировании образа своей возлюбленной, однако подсознательно стремился передать то впечатление, которое она производила на людей.

Своей внешностью Одинцова обязана знакомой писателя, Александре Сергеевне Альбединской, в девичестве Долгоруковой. Альбединская является прототипом для еще одной литературной героини Тургенева, Ирины в романе «Дым» (1862).

Мария Александровна Маркович, троюродная сестра Д. И. Писарева и подруга автора, подарила Одинцовой свои мысли и рассуждения. Биографы Тургенева, изучавшие их переписку, отмечают, что в ней содержатся довольно точные реплики споров Базарова с Одинцовой.

Сходство с литературными персонажами

Характеристика Одинцовой была бы неполной без упоминания ее возможных литературных прототипов. По мнению критиков, ее образ связан с такими героинями И. А. Гончарова, как:

  • Ольга Сергеевна Ильинская, «Обломов» (1859);
  • София Николаевна Беловодова, «Обрыв» (1860).

Тургенев и Гончаров не ладили между собой

Известно, что Тургенев и Гончаров не ладили между собой. Иван Александрович регулярно обвинял Ивана Сергеевича в плагиате. Обвинения эти небезосновательны, так как в романах классиков действительно есть несколько похожих сюжетных линий и персонажей. Кроме того, обе книги Гончарова были изданы примерно в то время, когда Тургенев работал над созданием своего произведения.

В дворянке Ольге Сергеевне Ильинской, которая была первой любовью Ильи Ильича Обломова в одноименном романе Гончарова, присутствует та же гармония ума и сердца, свойственная Одинцовой. Обе героини рано потеряли родителей, имели неудачные отношения, связали себя узами брака, руководствуясь не сердцем, а разумом.

София Николаевна Беловодова и Одинцова обладают похожими образами, однако последняя представляется читателям более живой, впечатляющей и привлекательной. Кратко говоря, Тургенев, вдохновившийся образом гончаровской героини, задумал повторить ее образ, но решил сделать ее лучше и многограннее, в пику Гончарову.

Образ Одинцовой значительно отличается от описания типичной тургеневской девушки. В ней нет ни наивности, ни тяги к прекрасному, ни неизбывной веры в благоприятный исход. В этом она похожа на другую «несвойственную» для Тургенева героиню Ирину Павловну Ратмирову из романа «Дым», на долю которой тоже выпало немало трагедий. И Анна, и Ирина не созданы для жертвенной любви, не способны на любые свершения ради возлюбленного. Они пытаются обрести гармонию в собственной жизни, пусть даже и проводя ее в одиночестве.

Одинцова и базаров

Несмотря на то что в «Отцах и детях» Одинцова является второстепенной героиней, она играет важную роль в судьбе Евгения Базарова, до встречи с ней являвшегося непоколебимым нигилистом. Базаров, привыкший к самопровозглашенному статусу «избранности», теряет превосходство над окружающими его людьми и ощущает полную беззащитность перед этой необыкновенно мудрой женщиной, ставшей заложницей своей силы. Именно любовь к Одинцовой помогла главному герою понять, что жить без любви, отвергая все человеческие чувства и возвеличивая лишь разум, невозможно.

Статьи по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector