В романе Достоевский изображает Питер честно, без прикрас. Автор описывает не его роскошные дворцы, чудесные сады и фонтаны, а жесткую подноготную: тесные квартирки, дома терпимости и тесные улочки. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского бедный, развратный и грязный. Он совершенно не похож на развитую культурную столицу.
Городские пейзажи Петербурга
Образ Питера стал словно одним из персонажей романа. Кажется, он также живет своей жизнью и способен влиять на других. Достоевский через детали городского пейзажа раскрывает внутренний мир своих персонажей — людей низшего слоя общества. Их Питер совершенно не похож на тот, чьи сцены пытались запечатлеть живописцы или которым восхищаются приезжие. Он совершенно другой.
Уже с самого начала произведения читатель проникается атмосферой «вонючего, пыльного» города Раскольникова. Бедный район Сенной, в котором живет Родион, вряд ли мог бы вдохновить творческого человека на работу. По его тесным грязным улочкам ходят такие же персонажи, как и главный герой. В этой части города не было садов, фонтанов и других украшений. Бедно одетый Раскольников никого не удивлял своим видом. Все роковые события в жизни персонажей были тесно связаны с городом.
На Сенной много распивочных, а потому на петербургских улочках этого района всегда можно днем встретить пьяных людей. Именно в подобных заведениях происходили некоторые события романа:
- страшная теория Родиона появилась в его голове в распивочной;
- произошла встреча главного героя с Мармеладовым;
- за пыльным столом Раскольников беседовал со Свидригайловым.
Бедного студента окружали вонь, грязь и равнодушные пьяные лица, которым было все равно на чужую боль. Сам город словно подталкивает персонажа к нарушению закона, а после отягощает его непростое душевное состояние после убийства.
Бесцельно гуляя по улицам в попытках забыться, Раскольников страдает от летней духоты и пыли. Он задыхается от вони сточных канав. В этом районе нет ничего, что могло бы порадовать уставшего человека. Измученный студент мечтает о зеленых садах, фонтанах и свежем воздухе.
Но столица лишь продолжает наносить удары бедному Родиону. Трагическая участь несчастного Мармеладова, сумасшедшая вдова Екатерина, несчастные запуганные дети — все это хорошо описывает Питер и его жителей. В неблагополучных спальных районах нет места чудесным достопримечательностям — здесь не цветут сады и архитектура не поражает красотой. Это совершенно другой Петербург.
Квартиры персонажей
В описании Петербурга Достоевского кратко стоит упомянуть квартиры персонажей романа. Ужасные условия жизни угнетают их и загоняют в тоску.
- Раскольников живет в небольшой каморке, что больше похожа на гроб. В тесном помещении с трудом поместился стол, старый диван и шкаф. Обои в нем были желтые и уже отставали от стен. Это помещение превратило здорового молодого человека в преступника. В таких доходных домах комнаты сдаются без кухни, потому их жителем негде готовить. Чаще всего хозяева обеспечивают жильцов едой. Раскольникову поначалу тоже давали обеды. Но потом он остался без них из-за долгов за квартплату.
- Жилище Сони вгоняет в тоску. Она снимает комнатушку странной уродливой формы, в которой отсутствует необходимая мебель. Ее комнатка походила на сарай. Владельцы дома были так же, как и она, бедными.
- Семья Мармеладова жила в самых ужасных условиях. Бывший мелкий чиновник вместе с больной женой и малолетними детьми жил в проходной комнате. Родион говорил, что комнатушка Мармеладова была длиной шагов в десять. Тут нельзя было скрыться от дыма табака, постоянных гостей и соседских криков. В комнате стоял душный воздух и доносилась вонь с лестницы.
Комната старухи, распивочная и другие места ничем не отличаются — нищета сделала их похожими друг на друга.
Нездоровый и раздражающий желтый цвет преобладает в описаниях как улиц города, так и интерьеров квартир. Повсюду одного цвета обои и мебель. Лицо у пьяного Мармеладова также желтое. Сочетание с серым символизирует безысходность и уныние. Именно такой является жизнь людей, описываемых Достоевским. В их повседневности нет места счастью, любви и другим прекрасным вещам. Жители бедных районов, ежедневно выходя из своих ужасных квартир, видят унылые пьяные лица, облупленные стены серых домов и распивочных. И тогда эти люди сами идут пить, чтобы забыться, решаются на преступления или занятие проституцией, совершают суицид.
В то же время «парадной» части города все это незнакомо. Жители красочного Питера совершенно другие. У них хорошая одежда, они всегда сыты и веселятся на балах. Этим людям нет дела до бедняков из другого Петербурга.
Влияние города на поступки героев
Город и условия проживания играют большую роль в жизни человека. Не зря в народе бытует цитата «Дома и стены помогают». Человек должен чувствовать дома и за его пределами себя защищенным и счастливым. Но персонажи романа не могут похвастаться подобным чувством. В романе читатель видит изображение Петербурга изнутри, глазами человека, убитого нищетой, униженного и оскорбленного своим же существованием. Великолепие дворцов, светские вечера и роскошные наряды — это лишь парадная сторона города. Там живут обеспеченные люди. Их мало интересует судьба людей, что обеспечивают их беззаботную жизнь.
Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.
Петербург в произведении заставляет задуматься о теме социального неравенства. Эта проблема остро стояла в обществе Достоевского. Равнодушный город символизирует таких же людей. Им все равно на больных и безработных.
Описание Петербурга поможет школьникам в подготовке сообщения к уроку о творчестве Достоевского, а также в написании сочинения по роману.