Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Проблема народного счастья в поэме некрасова Сочинения

Поднятый ещё в древние времена вопрос о счастье остаётся актуальным до наших дней. Всё чаще на эту тему пишутся научные статьи, сочинения, рефераты. Затронута проблема счастья и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — жемчужине классической литературы. Автору удалось поднять вечную в России проблему подвижничества и самоотречения по доброй воле ради блага государства.

История создания

Поэма относится к позднему периоду творчества Некрасова и занимает в нем одно из главных мест. Во время работы над произведением автор уже был серьёзно болен: его убивала опухоль. Вот почему концовка остаётся открытой. Творение по частицам собирали близкие товарищи поэта, однако найденные фрагменты располагались произвольно, поскольку не всем было под силу уловить спутанный ход мыслей творца, которого ломал недуг.

Некрасов

Николай Алексеевич умирал в муках, но всё же нашёл в себе силы ответить на поставленный в начале вопрос о том, кому же сладко живётся в родной державе. Самым счастливым человеком оказался он сам, поскольку преданно и непоколебимо отстаивал интересы своих соотечественников. Именно этот факт поддерживал его в борьбе с роковым недугом. История поэмы началась в 60-х годах XIX века, первая часть была написана в 1865 году.

Изначально мир увидели лишь некоторые части книги. Текст пролога был опубликован в январе 1866 году в издании «Современник», затем вышли и другие главы. На протяжении всего этого времени цензоры тщательно следили за творением Некрасова и не стеснялись предавать его критике. В 70-х годах были написаны важнейшие части поэмы:

  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Поэт хотел создать намного больше, но чувствовал себя всё хуже, поэтому был вынужден остановиться. Литератор свято верил, что люди, похожие на Добросклонова, найдут в себе силы помочь России, которая погрязла в нищете крестьянства и отсутствии справедливости.

Краткое содержание поэмы

Семеро мужчин встретились на дороге и начали спор о том, кому на Руси хорошо живётся. Смысл произведения в том, что персонажи занимались поиском ответа на этот вопрос в пути, общаясь с разными людьми. Исповедь каждого из них являет собой отдельный рассказ. Герои решили пройтись, чтобы пообщаться о волнующем, но это привело лишь к большой ссоре.

В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда выпал птенчик, а один из мужчин его поднял. Спорящие уселись вокруг костра и начали думать о том, что было, если бы они тоже получили крылья и все нужное для того, чтобы отыскать правду.

Проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо

Птица оказалась говорящей. В качестве выкупа за своего ребёнка она сообщила мужикам, как отыскать скатерть-самобранку, которая даст им и провизию, и одежду. Они нашли её и начали пир, во время которого поклялись отыскать ответ на волнующий их вопрос вместе, не возвращаясь в родные селения. В пути они встретили многих персонажей, среди которых:

  • поп;
  • крестьянка;
  • Петрушка из балагана;
  • старец;
  • надорвавшийся работник;
  • больной параличом бывший дворовой Ермил Гирин, честный мужик;
  • помещик Гаврила Оболт-Оболдуев;
  • сумасшедший Последыш-Утятин и его родные;
  • холоп Яков;
  • божий человек Иона Ляпушкин.

Кому на руси жить хорошо проблематика

Но ни одного из них нельзя было назвать счастливым. Каждый имел за спиной полную боли и страданий историю. Цель была достигнута только после встречи с учеником семинарии Гришей Добросклоновым, который был счастлив, ведь служил родине. Добрыми песнями он дарил людям надежду. На этом и заканчивается поэма Николая Некрасова.

Проблема народного счастья

Эта проблема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» затронута как в общественном, так и в философском ключе. Она напрямую связана с важнейшей темой отмены крепостного права в 1861 году. Это историческое событие в худшую сторону изменило традиционную жизнь всех людей. Казалось, свобода получена, народу больше ничего не нужно, но в силу долгого рабства никто не понимал, что делать дальше. Проблематика «Кому на Руси жить хорошо»:

Кому на руси жить хорошо проблемы

  1. В образах попа, помещика, крестьянки и семинариста скрыты натуральные русские характеры и судьбы, которых в те времена на просторах страны встречалось множество. Николай Алексеевич часто общался с выходцами из простонародья, поэтому смог взять из жизни проблемы произведения. Вчерашние холопы получили освобождение, но остались без новых рабочих мест, земли, а помещики были лишены подробных инструкций касательно найма граждан.
  2. Некрасов поднял в своей работе проблему алкоголизма. Семерым мужикам довелось прийти к выводу, что без пьянства простолюдин не выдержит тяжёлой жизни на Руси. Угар и забвение нужны ему для того, чтобы хотя бы как-то смириться с непосильным трудом.
  3. Не обошёл стороной автор и проблему социального неравенства. На протяжении долгих лет помещики истязали рабов, а Савелий за расправу со своим «хозяином» получил разрушенную жизнь. Родственники Последыша никогда не ответят за обман, а их слуги снова останутся у разбитого корыта.

Эволюция понятия

Стоит вспомнить, чьи слова «Покой, богатство, честь». В первой главе поп заявил, что счастье состоит именно из этих компонентов. Эта формула описывает понимание счастливой жизни не только для представителя духовенства. Она передаёт первоначальное мнение семерых мужиков. Свыкшиеся с нищенством крестьяне не представляют свою жизнь без материального достатка. Счастливцами для них видятся попы, бояре, помещики, чиновники, министры и царь. Некрасов не успел дописать главу, где путешественники встретили царя, но даже попа и помещика странникам хватило для того, чтобы разочароваться в своих первоначальных убеждениях.

Проблема народного счастья

Эти двое довольно похожи между собой. Оба выражают печаль о прошедших «сытых» временах, когда власть и достаток можно было получить, ничего для этого не делая. Счастье, которое казалось вечным, куда-то исчезло вместе с землёй и покорными рабами в лице крестьян, поэтому «помещик зарыдал».

После услышанного мужики понимают, что настоящее чувство кроется где-то глубже. На их пути встречается крестьянская ярмарка, на которой попутчики решают найти счастливого человека. Теперь проблематика поэмы принимает другое направление — мужчины хотят отыскать не просто счастливца, а такового среди бедных людей.

На ярмарке им предлагали и огромный урожай, и много хлеба, и волшебные способности, однако ничего из этого мужики не захотели. Они уже убедились: есть что-то выше, нежели материальные блага.

Стать аргументом этого может история жизни Ермила Гирина. Этот мужик всегда старался жить по правде, поэтому его любили люди, но в результате и он оказался несчастливым. В какой-то мере он предвещает встречу с Гришей Добросклоновым, который тоже отдал свою жизнь во имя спасения народа. На как же был отблагодарён Гирин? Его посадили в тюрьму за то, что он вступился за поднявших бунт крестьян.

Значение свободы

С другой точки зрения оценить проблематику счастья героям предлагает Матрена Тимофеевна — типичная крестьянка. Её жизнь была полна лишений и бед, умиротворение она ощущала лишь в детстве, когда была свободна. Женщина на протяжении всей жизни кому-то подчинялась: своему суженому, его недоброй родне, помещикам, которые убили её старшего ребёнка и выпороли младшего, несправедливости, из-за которой её муж был отдан в армию. Радостной она почувствовала себя лишь тогда, когда попыталась восстать против этого всего и пошла просить за любимого.

Проблемы кому на руси жить хорошо

Семеро путешественников оценили определение счастья как свободы. Они начинают искать не достаток, а «непоротость», являющуюся знаком воли. Странники осознали, что материальные блага они получат лишь после того, как смогут сами решать, как им жить. Некрасов обращает внимание читателя на проблему холопства, крепко засевшую в умах тогдашних людей.

На момент написания поэмы многомиллионный народ уже получил свободу в виде отмены крепостного права. Не просто так в главе «Последыш» многие вахлачане легко соглашаются сделать вид, что они крепостные, ведь эта роль оказывается прибыльной и, что греха таить, привычной для них. Свобода существует лишь на бумаге, а мужики всё ещё снимают шапки перед помещиками. Автор демонстрирует всю опасность такого «театра» — Агап, которого якобы выпороли на радость старому князю, действительно умирает на следующее утро из-за позора.

Поиски желанного

Таким образом, произведение имеет сложную для понимания проблематику, она не может сводиться в конце к тому, что счастливый человек просто был найден. Основная проблема таится в том, что народ всё ещё не готов принять состояние удовлетворения, поскольку правильный путь пока не найден.

Кому на руси жить хорошо проблема счастья

С каждым пройденным километром сознание путешественников меняется, они учатся находить различие между истинным счастьем и земными утехами. Однако такой путь теперь должен пройти каждый бывший крепостной. Именно по этой причине в поэме нет счастливого конца — вместо этого мы видим народного заступника Гришу Добросклонова. Этот паренёк представляет не крестьян, а духовенство, поэтому чётко видит нематериальную сторону — свободу, образование.

Скорее всего, Григорий никогда не станет счастливым сам по себе, поскольку ему уже уготованы «чахотка и Сибирь». Но в работе Николая Некрасова он олицетворяет весь русский народ. Вместе с голосом Добросклонова, который поёт песни о свободной Руси, слышатся слова автора. Он утверждает, что рано или поздно простой люд будет ни от кого не зависеть внутри себя, ведь в этом заключается главное.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector