Драматургический талант А. П. Чехова в полной мере отражен в характерах персонажей пьесы «Вишневый сад». Писатель затронул не только личное героев произведения, но и большие социальные изменения, принесшие кому-то горе, а некоторым — новые возможности. Одной из важных является проблема счастья в пьесе «Вишневый сад».
Коротко о пьесе
Сам вишневый сад символизирует главную ценность почти всех обитателей усадьбы. Надвигающийся аукцион — угроза не только его потери, но и отлучение от привычного уклада жизни, что является социальной катастрофой.
Реалистичная правда в духе времени — суть каждого произведения писателя. «Вишневый сад» отличает описание судьбы героев на фоне разворачивающихся глобальных изменений в русском обществе на стыке XIX и XX веков. Все внутренние конфликты героев находятся в пределах старого имения, конец которого близок. Драматичная развязка еще больше усиливает духовные страдания главных персонажей.
Можно сказать, что истинное счастье для некоторых персонажей заключено в участке земли, на котором растут вишни. Владение садом открывает для героев возможность изучить свой внутренний мир через созерцание красоты цветущих деревьев. Хотя Раневская жила за пределами имения, она не смогла найти в Париже никаких возможностей для развития. Она, как и остальные персонажи, живет в прошлом и не может примириться с будущим.
Уничтожение сада в конце пьесы служит олицетворением разрушения привычного мира, то есть, потери благополучия.
Поиски счастья Любовью Андреевной
У героев произведения нет согласия в том, что такое счастье. Проблематика произведения «Вишневый сад» состоит в невозможности создать благополучную жизнь без потрясений и трудностей, ведь внешние обстоятельства контролировать невозможно. Возвращение Раневской в родные пенаты должно было помочь ей обрести равновесие в жизни и освободить от груза проблем, но этого не случилось. Имение не смогло бы вернуть ее в самое счастливое время — в прошлое. Именно там Любовь Андреевна когда-то была счастлива:
- беззаботное детство;
- первая любовь и брак.
К сожалению, муж оказался мотом и вскоре ушел из жизни, потратив большую часть состояния супруги.
Вторая половина жизни Раневской также прошла под знаком неудач:
- безумная страсть к мошеннику;
- гибель сына.
Эти события заставили ее покинуть родное имение и сад, который был свидетелем всех трагических событий ее жизни. А это еще один аргумент.
Люди, подобные Раневской не способны генерировать счастье сами, им обязательно нужен человек, или вещь, которые будут давать это яркое чувство. Ни один из мужчин, ни имение не смогли наполнить жизнь Любови Андреевны ценным смыслом, потому что найти его можно только внутри себя.
Другие главные герои
Брат Раневской, Гаев — еще более приземленный тип. Он вполне согласен на размеренную жизнь сельского помещика: бильярд, леденцы, да возможность пофилософствовать о жизни с ближними. Он словно не замечает, что в ситуации, когда состояние потрачено, необходимо действовать, а не прятать голову в песок.
Раневская с братом крайне консервативны. Они не хотят принимать перемены и искать новые возможности для обретения благодатной жизни. Они видят счастье в старом укладе, несмотря на то, что аукцион близок и их судьба висит на волоске.
Новаторские замашки Лопахина, который вступает в права владения вишневым садом могут вначале обмануть неискушенного читателя. Ведь, по сути, он стал законным обладателем участка земли, где трудились его предки — крестьяне. Он должен торжествовать, став хозяином и вершителем дальнейшей судьбы имения.
Однако и Лопахин, ведомый намерением уничтожить цветущие вишни, несчастлив — он понимает, что своими руками разрушает почти сакральное место обитателей усадьбы. Любовь Андреевна подсовывает ему Варю с намерением женитьбы, но эта бесцветная девушка его не интересует — слишком разные у них жизненные ценности.
Трофимов Петя много рассуждает о путях счастья. Но и он его достигнуть пока не может — слишком мало опыта в жизни и много иллюзий. Все его размышления сводятся лишь к умозрительным заключениям, никак не пересекаются с реальностью.
Бытует мнение, что Петя ищет благополучие в теории, и потому, скорее всего, не познает счастья на личном опыте. Найдет ли свое человеческое счастье Аня, которая одна из всех персонажей похожа на живого человека? У нее есть планы, мечты и решимость менять мир вокруг себя, чтобы устроить комфортную жизнь. Чехов оставляет этот вопрос открытым, и читатель может поразмышлять на эту тему самостоятельно.
Сад из вишни является основным обиталищем всех земных благ для основных героев пьесы. С его помощью они получают высшее удовлетворение. И в момент, когда началась его рубка, персонажи пьесы понимают, что для них это конец всех возможностей.
Взгляд автора
Множество противоречий в характерах и намерениях персонажей пьесы позволяют предположить, что в таких условиях достичь благополучия им не удастся. Возможно, они и не собираются этого делать, им достаточно только обсуждать счастье и жить мечтами.
Многие полагают, что затронутые социальные изменения и проблемы вишневого сада, приход новых деловых людей типа Лопахина — символическое обозначение одного из подходов к счастью.
Автор как будто намекает, что консерваторская позиция держаться за старое и отвергать новое нежизнеспособна. А строить планы, руководствуясь текущей ситуацией и смело смотреть в будущее, как Аня — самый верный способ достичь счастья. Гибель сада из вишни под топорами новых хозяев жизни — символ новаторского убеждения, что с прошлым необходимо покончить решительным образом, иначе будущее не настанет.
Таким образом, школьники при написании сочинений для ЕГЭ на тему «Проблематика вишневого сада» рассматривают проблемы, поднимающиеся в рассказе и актуальные до сих пор.
Полезные материалы по теме: